Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

"ГЛУХОНЕМЫЕ" ВВС ССР на связь

2 пользователя сделали закладку на эту тему форума
 ↓ ВНИЗ

1..202122..5455

14.11.2007 21:22
Сказки про РН-25ТБ рассказывайте друг другу. Условия применения ТБ-шек ФА очень жесткие как по скорости, так и по высоте. Подрыв идет от ТМР. А на подвеске прибегал "ошпаренный" пилот, как правило зам.ком.АЭ. Остальным было не до того, был полковой вылет, бортов 20 в воздухе.Вот так-то ребятишки.
Александр Ваничкин
14.11.2007 21:37
Вот накопал в сети по теме , может кому интересно, куча ссылок на наши и зарубежные сайты :
http://wdcb.ru/mining/obzor/Mi ...


Александр Ваничкин
14.11.2007 21:48
2 Аноним:
А что , вот так то?
Мы же не кидали их.Сидят понимаешь технари, да рассуждают и всего лишь.Тут на ветку заходили из летного состава, так их тут неизвестно кто охамил, да оскорбил, вот теперь мы в одиночестве и говорим.Откуда же нам знать про скоростя, да высоты!
Вот так то...
RTB
15.11.2007 14:17
Здраствуйте!

Присоединяюсь к вам - Александр Ваничкин. Я бы то же , все лётные аспекты отнёс в другую ветку. Тут - вопросы чисто технические, - эксплуатация, хранение, транспортировка, подготовка к применению :).

С уважением.
15.11.2007 17:16
чмурят технари сталинских соколов!
15.11.2007 17:18
шютка!
Александр Ваничкин
16.11.2007 02:59
2 RTB:
Ну , зачем так категорично
Только начнем нормальный диалог, так сразу лишнии должны из комнаты выйти.
Ну, зачем, так категорично?
На ветке глухих, без ребят из летного состава один хрень нам не обойтись. Зачем ветку превращать в адресную книгу?Зачем?
А где нормальное общение? Где терпимость и диалог?!


16.11.2007 14:14
а.ваничкину
ну зачем так переживать-всё плохое ушло осталось приятное, даже на вкус...
Александр Ваничкин
16.11.2007 20:59
2 Аноним:
Еще бы Анонимы хоть какие нибудь себе имена придумали, так вообще все стало бы еще вкуснее.Неужели Анонимам родители имен не давали с рождения?!
нептуний
16.11.2007 21:12
давайте лучше про атомы с нейтронами . из чего водородная авиабомба сделана ?
Александр Ваничкин
16.11.2007 21:17
2нептуний:
А Вы, что?, водородную бомбу видели?
Нептуний
16.11.2007 21:41
2 Александр Ваничкин

ваш ответ приведенный выше :

Ну , зачем так категорично
Только начнем нормальный диалог, так сразу лишнии должны из комнаты выйти.
Ну, зачем, так категорично?
На ветке глухих, без ребят из летного состава один хрень нам не обойтись. Зачем ветку превращать в адресную книгу?Зачем?
А где нормальное общение? Где терпимость и диалог?!
Александр Ваничкин
16.11.2007 21:57
2 Нептуний :
А что так задело?
Может Вы и правда такую бомбу видели.Я не видел, поэтому тоже интересно послушать очевидцев.А то опять учебник пятого класса начнут пересказывать.
Нептуний
17.11.2007 00:31
я тоже не видел , поэтому и спросил , а вы с подъебонами.
Александр Ваничкин
17.11.2007 01:01
Нет, я на них не способен! Поэтому давайте просто общаться.Если бы и был способен, то спрятал бы свое имя, а так меня многие ребята по жизни знают, поэтому и отвечаю за свои слова по возможности, без всяких подьеб...-ов! Да и где Вы видели мое издевательство над кем то? Если найдете, то покажите!
Нептуний
17.11.2007 01:40
а что сбрасываемых термоядерных боеприпасов не существовало ?
Director
17.11.2007 01:44
Еще какие существовали! "Кузькина мать": http://www.kurchatow.ru/folder ...
Александр Ваничкин
17.11.2007 01:59
Про вкусненькое...
Из Домны в 1988-1989 годах было несколько командировок из 125 орап на аэродром Энгельса , что бы проводить мониторинг окружающей среды над Семиполатинским полигоном.Сам небыл там, но ребятам заказывали копченую колбаску, да всякую разную снедь, которой баловали те закрытые гарнизоны в ту пору.Саня Мельников со своим 12 бортом СУ-24 мр там был и привез мне оттуда пять банок сгущеного молока.Отдал мне их со словами:" Вот просил, забирай! Но есть не советую! " Говорю, а как мониторинг то, что показал? Он ответил, что мониторинг в норме, но есть не советую, все едино! Но, вкусно же, черт возьми....Дети мои энти банки быстренько оприходовали и до сих пор живы и здоровы! Это и есть лучьший показатель мониторинга!!!!
Шамара Владимир
17.11.2007 07:01
Про сказки:
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..." - припоминаете?
Генерал личным примером хотел показать своим парням, как бомбить. И не генеральское это дело, скоростя, высоты, ТМР-ры там всякие... Это-же был генерал из ВВС, а не из ГУМО.
А про ТМР, извиняюсь, не въехал: ну есть такая ступень предохранения. И не более. С залеганием РН25 не применяется, корпус - жестянка. Ну если только на дереве парашютом повиснет... Вобщем, ТБ кидают на контактный.
31600
17.11.2007 10:11
http://www.vniitf.ru/museum.phtml
тут есть почти всё- и я и тя изделия.интересно
17.11.2007 11:41
Вспомните, если кто знает устройство ТБ-шек, РД нет. Воздушный взрыв обеспечивается работой 2-х ТМР, по- моему на 8 сек после сброса. Поэтому высота сброса 1000м, при скорости 800(или наоборот) , применение с горизонта, в ИЭ(ОПБ-если кто помнит старые названия документов) на ТБ все это указано. В этом случае обеспечивается подрыр на заданной высоте над цельюю А если применять с кабрирования, то и будут остатки искать неизветно где. Неужели при переводе в СГ-5, перед применением не читали (вспоминайте в середине 80-х запретили перевозку в СГ-5, окончательную сборку делали в Лунинце, мы прямо в АН-12). Лучше вспомни как в Лунинце за 2-3 дня продавали в магазинах по 60-80 велосипедов, а затем все обратные борты были ими завалены.
ОфицерВ
17.11.2007 13:01
Немного истории. В 1988 г. мне пришлось участвовать в исследовательском ЛТУ в 23ВА. Тема: "Групповое применением СпБП в ограниченном районе в ограниченное время". В учении участвовал № апиб (Су17-М3) из Монголии, несколько ртб, ВВА (Монино), ВВИА (Москва), Липецкий ЦБП.
Подвеска была на аэр. Борзя полигон Мухор-Кондуй. Я работал в исследовательской лаборатории и должен был рассчитать боевой порядок полка после ТРЦ (точки расхождения на цели) с учетом применения 10 СпАБ. Из-за большого количества ограничений задача оказалась не тривиальной. По условиям задачи необходимо было "развесить" носители в воздухе так, чтобы они не столкнулись до сброса, после сброса, чтобы выполнили маневры безопасности, чтобы ни один боеприпас своим взрывом не повредил соседний, чтобы в момент прицеливания очередной летчик не ослеп от СИЯВ, чтобы его носитель не попал в поднимающееся облако. В результате схема удара получилась очень сложной. При непосредственной подготовке полка сославшись на то, что основной состав полка это молодые летчики мой вариант был отвергнут. Штурманская служба полка предложила более простой, но и его руководитель учения не утвердил. Тогда приняли решение наносить удар всего по одной цели из боевого порядка "колонна 10 самолетов", т.е. последовательно по очереди. Было выдано 8 ТБ и 2 практических АБ. Для ТБ установлен режим с "ТУ", вид взрыва "Выс". Здесь специалисты совершенно правильно говорили, что в ТБ реализуется воздушный подрыв от временного реле. Это 8-10 с после отцепки. Следовательно, чтобы все получилось необходимо было очень точно выдержать заданный режим полета (угол атаки, воздушная скорость, геометрическая высота) в момент сброса. На практике из 8 летчиков только у одного это получилось с приемлемым отклонением от центра цели. Остальные загнали боеприпасы в землю на приличных расстояниях от центра цели. Основная причин этого в том, что летчик не обнаруживал своевременно цели, выходил с ошибкой, при атаке сходу маневрировал и не выдерживал заданный режим сброса. В реальных условиях - это снижение паражающего действия СпАБ, не планируемое РЗМ, нарушение условий прицеливания и сброса для других самолетов. Вот такая история была. Извините за длинное повествование.
Елена
17.11.2007 15:55
Кто помнит и знает Яковлева Геннадия Борисовича? Летчик-истребитель, закончил высшее военное летное училище, служил в Кировабаде (Гянджа), потом в ГСВГ в Нейруппине. Откликнитесь! Я его дочь живу в Сургуте, а папа в Самаре!
19.11.2007 13:54
Здравствуйтё!

Анониму по поводу "Вспомните, если кто знает устройство ТБ-шек, РД нет", в рн-25 может и так. Но у меня вопрос - где и каким образом вы изучали устройство изделий с индексом ТБ? Я без "подкола", просто спрашиваю. Потому, как например в мою службу, у нас хранились рн-28тб (кстати только тб, штатные были намного новее, и соответственно рн-28 я не изучал ни на куос-е, ни в частях). Но при этом, люди , заслуживающие доверия, объясняли, что в данном девайсе всё как в настоящем, кроме цс :). Оснований не доверять -нет. Все старшие товарищи её эксплуатировали ранее (в штатном исполнении). И рд в ней был, как мне помнится. И перед рулёжкой надо было проверить, что переключатель в кабине стоит в положение "воздушный" (причём - это обязательно требовали). Но, подчёркиваю, всё для 28, и конкретно - в Лунинце. Более нигде не бывал :(. О 25 , кстати имею смутное представление о габаритах. В ТуркВО видел контейнер этой штуки, ну и был удивлён диаметром , судя по бандажу. Спросил у стариков, сказали, что этот девайс на вооружении был очень мало, быстро сняли. Так ли это? Может кто знает?

С уважением!
ОфицерВ
19.11.2007 15:53
Анониму 19/11/2007 [13:54:27].
Вспомните какие меры безопасности принимались в ходе КЦ перед срабатыванием РД. А Вы говорите о возможной работе штатного РД на траектории полета ТБ.
19.11.2007 21:43
Как аноним анониму сообщаю, что учить в ТБ-ках нечего, если Вы конечно изучали основное изделие. СП, СКД , ПС и остальные устройства все то же. Только отсутствует РД, вместо него я уже сообщал 2 ТМР с уставкой 8 сек ( по 1-му в канал), сзади вкручиваются 2-е дымовухи, забыл как они называются (трассеры вроде), для обзначения изделия на траектории после сброса (правда в воздухе они слабо видны). Расстыковка и все остальные операции одинаковы. Никакого переучивания на ТБ не было, привезли за полгода до ЛТУ, они простояли в основном сооружении за леерным ограждением до своего часа, затем в Лунинец. Занятия были непосредственно перед работами как на ТО (подготовительный период), вот там и узнали устройство, комплект документов был с ТБ-ми. А применялась как правило на В и с Т. Предполетная подготовка пультов РЭ85. В инструкции , помню точно, требования по высоте, скорости и горизонтальный полет. Про РН25ТБ ничего не слышал, может где-то они и были. В СА было много чудес.
ИНЖЕНЕР
20.11.2007 00:34
ВСЕМ КОМУ ИНТЕРЕСНО.

В предыдущих постах я рассказывал о строении ЯЗ.
Сейчас остановлюсь на автоматике заряда.


Про работу автоматики заряда в чистом виде я вам не расскажу на всякий случай. Да и не нужна она как таковая, к тому же нудная - такие звенья, сякие, алгоритмы да обратные связи. Гораздо полезнее просто понять, в каких направлениях лежат и как разветвляются акценты и аспекты событий. Заряд при перевозке и установке вообще находится разобранным на части. При установке в боеголовку ракеты его собирают. При постановке на боевое дежурство полностью дооснащают до боеготовной комплектации ( вставляют ИНИ, снаряжают детонаторами и проверяют готовность, что разбивается на многие отдельные категории, вроде совместного контроля цепей ракеты, боевого блока и заряда в нём. ). Снаряд боеготовен к полёту на борту боеголовки к цели и в составе этого полёта к боевому срабатыванию. Но не готов взорваться в эту же секунду - в это состояние его необходимо перевести некими последовательными алгоритмами, которые направлены на две вещи: надёжность движения к взрыву и контроль над процессом, выражающийся в проверках этапов, всяких контрольных процедурах, и т.п. Целесообразность тут понятная: полёт на активном участке - дело всё же напряжённое, и не надо бы заряду быть готовым к взрыву. При нахождении на боевом дежурстве до пуска - тем более, зачем. Тем более что времени в полёте всё равно будет достаточно, минуты за минутами, немедленная, мгновенная готовность к взрыву не нужна. Точнее взгянуть - недопустима. С другой стороны, всяких процедур при взведении заряда во взрывоготовное состояние достаточно, поэтому начинать их надо загодя. Автоматика здесь действует на просто как реализатор какой-то механической программы взведения, а проверяет выполнение отдельных блоков - этапов. Провела система управления такой-то этап - проверила, получилось ли, и получилось ли как надо. Это похоже на то, как укладывают парашют: провела этап укладки - предъяви инструктору, который осмотрит и даст разрешение делать следующий этап. Таких этапов штук восемь. Потому что вопрос жизни, как и подрыв. Поэтому этапы требуют времени, и их проведение рассчитывают так, чтобы непосредственная готовность к подрыву достигалась уже в окрестностях цели. И, чтобы вовремя перевести заряд в полную готовность к подрыву, некотрые этапы проводят заранее.
Для механики этого процесса надо понимать, как работает система подрыва. Потому что она выдаёт сигналы на блоки, формирующие боеготовность заряда. После прохождения зоны максимальных аэродинамических перегрузок заряд взводится окончательно, и при подлёте к заданным высотам взрыва, уже после прохождения зоны максимальных перегрузок, заряд должен быть готов к подрыву. Но непосредственно что это такое, нужно представлять. Заряд оснащён несколькими системами подрыва, которые представляют собой сегменты общей системы подрыва заряда. Основные взрыватели используют навигационную информацию о полёте, инерционного вида, вычисляя пройденный и оставшийся путь до точки подрыва. Они представляют собой систему неконтактного подрыва на базе интегратора осевых перегрузок. После того, как по дважды проинтегрировнаным данным осевых акселераторов они получат координату и произведут подрыв в момент её совпадения с целевым значением. Вторичные запалы обычно построены как радиовзрыватели, с подразделением диапазонов высоты подрыва. Но кроме того, есть третья система подрыва, контактная, представляющая собой систему ударных датчиков, работающих на разных физических принципах (независимых физических каналах данных ), причём устойчиво работоспособных на всех режимах полёта при снижении и обеспечивающих быстродействие подрыва ядерного заряда при встрече с практически любой возможной преградой во всем возможном диапазоне скоростей и углов ( отклонения осей, угол атаки, углы наклона траектории с характерными для каждого типа максимумами температуры, давления, конструкционных нагрузок, графиком перегрузок, и т.д. ) подхода к цели. Кроме этого, может использоваться разный принцип управления всем этим хозяйством. Можно реализовывать подрыв в принципах следящей системы, которая отслеживает отклонения от заданного и парирует их, дожилаясь момента прохождения заданной точки цели и подрыва. А в последних поколениях используют т.н. адаптивные системы подрыва, которые выбирают точку подрыва ( соответственно момент ) самостоятельно, уже непосредственно в зоне цели, для оптимального по эффективности подрыва. Как это происходит, на которотком примитивном примере: допустим, определился текущий промах у цели, куда произошло отклонение: на двести метров уго-восточнее при таком-то угле наклона траектории. Отклонение измеряется и просичтывается баллистически на процессоре бортовой системы управления; системой понимается ситуация, как именно она сейчас падает и куда, всё это относительно цели. При таком именно конкретном промахе ближайшая к цели ( в пространстве ) точка траектории будет геометрически там-то. Как только ближайшая точка реальной, получившейся в этот раз, с данным конкретным накопившимся промахом траектории определена ( самостоятельно системой управления, только что, по данным реальных измерений сноса и вычисления своего дальнейшего пути), а соответственно и привязанный к ней момент времени, когда боеголовка там окажется, то система управления далее только ждёт этого момента и подрывает заряд - в пространственно ближайшей к цели точке. Ибо промах реально будет всегда; но можно его обыграть вот такой адаптивной системой подрыва и выбором оптимальной точки подрыва. Конечно, это только иллюстрация, но пример понятен.
И вот все эти системы нужно одни держать активными весь полёт, другие, как система контактного подрыва, должна включаться, по крайней мере, только после разведения, потому что существует малая вероятность соударения о ступень при отделении, об другой боевой блок, тем более что на ступень в это момент могут действовать поражающие факторы какого-либо оружия, применнённого по ступени, или другие неблагоприятные факторы. Поэтому контактные датчики взводятся позже. Но это тоже перевод заряда во все более высокие степени готовности к взрыву. Снимаются какие-то блокировки, возможно, механически разрушаются какие-то преграды, предохраняющие от активации - как стальной предохранитель ( то же самое устройство )на ружье мешает своими выступами спусковому крючку, не давая ему повернуться в боевое положение. И так далее. В итоге, когда нужно подрывать, это можно сделать мгновенно, немедленно. Почему так? - потому что чем на более поздних измерениях построено определение траектории, на более "свежих", содержащих реальный накопившийся промах данных, тем точнее можно предсказать оптимальную точку подрыва. Поэтому времени мало: как только измерили уже в самой близи от точки подрыва, получили решение - головка уже в окрестности точки подрыва, и решение может оказаться таким, что точка взрыва проходится уже практически сейчас, и взрывать надо немедленно. Хотя реально процесс вычисления всё время ведётся с определённым упреждением, чтобы оптимум не был просто так (прохлопан) - борьба за оптимум есть всё равно что борьба за добавочные килотонны: бОльшая эффективность подрыва - больше килотонн из привезённого достанется цели. Если всё неоптимально - зачем везти напрасно остальные сотни килотонн мощности, если они не приложатся к цели эффективно. Поэтому оптимизация подрыва так же весома, как усиление выделяемой мощности заряда, поскольку обе этих ветви смыкается воедино.


С УВАЖЕНИЕМ.
ОфицерВ
20.11.2007 11:38
Инженеру. Интересно. Но хочется уточнить следующее. Вы описали механизм обеспечения попадания точки подрыва боеприпаса в т.н. область нормальных разрывов. Считается, что взрыв в этой области обеспечивает наибольшую эффективность поражения элементов цели. Я бы здесь оговорился. Оптимальная высота подрыва имеет смысл только для относительно слабозащищенных элементов цели. И эта оптимальная высота определяется механизмом образования головной ударной волны, которая зависит от мощности взрыва и высоты взрыва над поверхностью земли. Распространение головной ударной волны с достаточным избыточным давлением во фронте происходит на большее расстояние чем прямой УВ с тем же давлением. Но для сильно защищенных целей иногда избыточного давления в головной ударной волне все же не достаточно. Тогда целесообразнее на цель действовать прямой ударной волной, а взрыв производить не на оптимальной высоте, а ниже, например, при контакте с поверхностью.
Володя
20.11.2007 13:29
Все жутко интересно. А где-то есть какие-то данные по поводу размещения баз 12 ГУМО за пределами СССР? Видимо уже что-то должно появиться, лет много прошло
RTB
20.11.2007 13:37
To Володя:

Здравствуйте! Данные такие попадались - например на www.nrdc.org/nuclear/warplan/w ... , не конкретно в этой pdf-ке, но в этом документе.

С уважением!
Володя
20.11.2007 14:01
2 RTB
Спасибо, попробую разобраться с английским :))
Сам я служил срочную Тула-50, потом 31600 Москва-400, однополчан здесь не встречал, но читать интересные вещи от интересных людей - приятно.
31600
20.11.2007 17:24
20.11.2007 17:37
2 31600

Спасибо!
Володя
20.11.2007 17:41
2 31600

Прошу прощения за случайную анонимность, спасибо еще раз.
ИНЖЕНЕР
20.11.2007 19:33
ВСЕМ КОМУ ИНТЕРЕСНО.

Теперь про подрыв.

Уран можно взорвать, соединив куски докритической массы в один блок сверхкритической массы. И тогда произойдёт взрыв. Но вопрос в том, как именно осуществить соединение. Если сблизить два докритических куска У-235 на некоторое расстояние, то они начнут разогреваться от обмена друг с другом нейтронами и усилением от этого реакции распада и выделением энергии. Сблизим ещё сильнее - раскалятся докрасна. Потом добела. Потом расплавятся. Расплав, сближаясь краями, начнёт разогреваться далее и испаряться. Причём запасы энергии в куске урана таковы, что раскалённые добела куски можно погрузить в поток воды, мчащийся с ледника - они будут такие же ослепительно-раскаленные, и при дальнейшем сближении будут расплавляться, и никакой теплосъём или остужение не смогут предотвратить расплавление и испарение.
Поэтому, как куски не сближай бытовыми способами, они до того, как соединиться, расплавят и испарят любое устройство, осуществляющее это сближение, и испарятся сами, разлетевшись, расширившись, удалившись друг от друга и тогда лишь остыв, потому что окажутся на возросшем взаимном удалении. Слепить же куски в один сверхкритический можно, только развив такие огромные скорости сближения, что рост плотности нейтронного потока не будет поспевать за сближением кусков. Это достигается при скоростях сближения порядка 2.5 км в секунду. Вот тогда они успеют влипнуть друг в друга прежде, чем разогреются от энерговыделения. И тогда последующее энерговыделение будет таким пиковым, что возникнет ядерный взрыв с грибом. Порохом до таких скоростей разогнать невозможно - малы размеры бомбы и путей разгона, это не ствол зенитки. Поэтому разгоняют взрывчаткой, комбинируя 'медленную' и 'быструю' взрывчатки, ибо сразу 'быстрая' взрывчатка вызовет бризантное разрушение куска урана высоконапорной ударной волной. Но в итоге получают главное - обеспечивают скорость перевода системы в сверхкритическое состояние до того, как она разрушится тепловым образом из-за растущего тепловыделения при сближении. И схему такую называют 'пушечной', потому что докритические куски 'выстреливаются' навстречу друг другу, успевая соединиться в один сверхкритический кусок и после этого пиковым образом высвободить мощность атомного взрыва.
А вот с плутонием такая штука не проходит. Он гораздо более 'реактивный', реагирует на сближение кусков куда быстрее. Это другой металл. Альфа-активность плутония, например, в двести тысяч раз выше урана-235. Плутоний компактной отливки всегда тёплый на ощупь, он имеет температуру 50-60 градусов от непрерывно идущей реакции. Сто грамм плутония выделяют примерно столько же тепла, сколько сто грамм человеческого тела за счёт метаболизма. Плутоний заманчив, поскольку его критическая масса может быть 5 кг, а не 50, как у урана. 5 кг плутония - это примерно размер куриного желтка. Кусок размером в яйцо даст взрыв в 20 килотонн. Но как его подорвать? При сближении он начнёт ускорять энерговыделение с такой скоростью, что никакая пушечная схема не поможет. Нужны скорости 10-12 и более км в сек. Никакая взрывчатка до таких скоростей никакой осколок разогнать неспособна. Разгон массы - затраты энергии, и чем выше скорость разгоняемой массы, тем больше в неё надо вложить энергии. А взрывные процессы скоротечны. Да и напора энергии того нет - химическая реакция имеет свои ограничения в этом смысле.
Но плутоний - удивительный металл во многих отношениях. В том числе и в отношении металлургии плутония. Он имеет, например, шесть ( а смотря как считать и семь ) разных фазовых состояний - более, чем любой другой химический элемент. В некоторых своих фазовых формах он при нагревании сжимается, а не расширяется, как все нормальные металлы и вещества. При переходе из одной фазы в другую он может менять аномально плотность - на 25% ! Причем при трёхстах градусах он находится в легкой дельта-фазе, а с понижением температуры оседает в плотную альфа-фазу с этим самым увеличение плотности на 25%. Дельта-фаза нестабильна и возвращается в альфа-фазу при кромнатной температуре и атмосферном давлении , но если добавить в плутоний чуточку галлия, процента три, стабилизировав его, то дельта-фаза будет метастабильна - останется таковой уже и при комнатной температуре. А вот если её обжать давлением 1 килобар, то он сожмётся в плотную альфа-фазу с ростом плотности.
Вот отсюда и начали подбираться к его взрыву. Если кусок плутония поместить в сильное нейтронное поле, в плотнейший импульс нейтронов, чтобы до критических условий оставалось немного, а потом увеличить плотность на 25% так, чтобы эти критические условия были пройдены и наступили условия сверхкритические, то цепная ядерная реакция запустится и кусок взорвётся. Нужно два фактора: создать мощное нейтронное поле исходного куска и затем в этом плотном нейтронном поле обжать его для перевода в сверхкритику. Чем? Взрывом взрывчатки со всех сторон куска! Если взять очень мощную взрывчатку, то скорость её ударной волны будет ( а тем более в металле ) порядка 5-6 км/сек с каждой стороны куска. С обоих сторон сложить - будет 10-12 км в сек. А взрывное давление в этой ударной волне, проходя по куску, обожмёт его в плотную альфа-фазу. Причем скорость 5-6 км/сек будет реальной - мы ведь не разгоняем массу, это скорость не тела, а ударной волны! Скорость звука в рельсе от удара молотком тоже несколько км/сек.
Вот оно, решение, ключ к подрыву плутония: надо организовать точный и быстрый подрыв взрывчатки со всех сторон куска плутония в исходной 'лёгкой' фазе, который очень быстро переведёт плутоний из лёгкой кристаллической фазы в плотную, и погрузить его одновременно в очень плотное нейтронное поле. Это поле создаётся специальным устройством, или компонентом бомбы, так называемым ИНИ, импульсным нейтронным инициатором. Он, не вдаваясь в детали его работы, при ( управляемом ) срабатывании даёт пиковый выброс нейтронов и нейтронный поток высокой плотности. В этот момент со многих точек ( не менее 32, но чем больше, тем лучше ) строго одновременно, с управлением на микросекундном уровне, то честь с точностью одна миллионная секунды, даётся подрыв слоя взрывчатки вокруг плутония. Возникает направленный внутрь сферический взрыв - имплозия ( имплозия может быть, вообще говоря, и цилиндрической, как в схеме водородной бомбы Улама-Теллера. Главное - это взрыв, направленный внутрь и обжимающий объект ). При этом она должна быть очень точной - при малейших перекосах и неравномерностях ударной волны ядро из плутония будет раздроблено в пыль бризантным действием. И только при совершенно симметричном, со всех сторон, нажатием ударной волной плутониевому ядру некуда будет дробиться, все потенциальные осколки, наоборот, будут сжиматься к центру - плутоний без разрушения перейдёт в плотную альфа-фазу. Поэтому имплозия должна быть очень высокого качества - прежде всего по скорости и равномерности, ну и по стабильному давлению во фронте волны. Качество имплозии - ключ к подрыву.

С УВАЖЕНИЕМ.
ОфицерВ
20.11.2007 21:04
Инженеру. Приведенный Вами текст я ранее читал на форуме http://www.kuban.ru/forum_new/ ... за авторством Лахезис. Здесь выше я уже давал на него ссылку. Информация на той ветке "Термоядерная Бомба. На кухне. На коленке.. Легко.." изложена Лахезис весьма профессионально. Подскажите имеете ли Вы отношение к тому форуму или Вы с Лахезис пользуетесь одним и тем же источником. Если источник такой существуют не дадите ли ссылку на него?
20.11.2007 21:08
Инженеру - спасибо, интересно. Специально искать бы не стал, но всегда эта проблема была интересна, тем более приходилось ТБ применять. А по ссылкам не у всех возможность бродить есть.
20.11.2007 21:36
Инженеру. Познавательный текст, очень похож по стилю на переводной. Работа системы автоматики изложена очень академично, и применительно более МБР. У нас объема Телятникова хватало быть "профессионалом". На ветке большинство, кроме просто любопытных и "историков-архивистов", все-таки эксплуатационники. До таких тонкостей они как правило не доходят, кто в ртб или на КУОСе это мог рассказать. Конечно никто.Главное чтоб ничего не сломали, не забыли или не потеряли.
кот
20.11.2007 23:38
здесь посмотри - 12 ГУ МО СССР (Ядерно-техническое обеспечение и Безопасность)
Управление Начальника 12 ГУМО - Москва Знаменский пер, 19 в/ч 31600
Управление Государственного Надзора за Ядерной и Радиационной безопасностью - Москва в/ч 65361

http://www.fortification.ru/fo ...
Андрей
21.11.2007 13:34
Служил с1986 по 1992 в в/ч 66593 Шпротава.Сослуживцы отзовитесь!
Ivanych
21.11.2007 14:54
ОфицерВ, позвольте вставить свои 5 копеек. Лахезис и сейчас частенько отмечается на том форуме. Только ники периодически меняет. Последний ник - Разрушение, в форуме Политика, ветка ГЛОНАСС-67.
Стиль изложения скорее не переводной, а лекционный, преподавательский. Похоже, занимается в том числе и преподавательской деятельностью. Вероятно, контактировала с промышленностью. Тем более, что много упоминаний о личном опыте. (Камчатка, свет от падающего боевого блока такой яркий, что по снегу ползут тени от антенн).
Это я так, в порядке уточнения.
Андрей
21.11.2007 15:11
Кто сталкивался за свою службу с Гарбуза Анатолием.Где он сейчас ?
Володя
21.11.2007 15:49
2 Кот

За ссылочку спасибо
airxander
21.11.2007 16:39
2Андрей
К Вам в 90-м был переведен из Слотницы Костя Стародуб.
Знаете ли о нем что-нибудь?
С ув.,
airxander
Андрей
21.11.2007 17:30
Для airxander.
С ним произошла неприятная история.Позвоните мне 8 903 214 59 35.
Александр Ваничкин
21.11.2007 17:35
Ivanych:
Ну уж тогда имне позвольте вставить три копейки...
Даже, если пацану и пятнадцать лет, но ему интересно, то что мешает нам его послушать?
Понятно, что многие только эксплуатировали, понятно, что с годами все теории, которые, кстати обязаны были знать все , но почему то в процесссе жизни и деятельности не всегда успевали изучить, тоже становиться не показателем нашей эрудированости...
Как то уже говорил, что надоели лекции за пятый класс. Но, вот почитал материал и , что то дополнил для души и мозгов.
Напрвлдение ветки правильное! А эксплуатационники, а точнее технари, своими выкладками могут это дополнить..., или не дополнить....
Вот говорил же вам, что без летно - технического состава полков никогда эту тему не понять!
А в присутствии их вообще ничего неясно становиться!
Хорошая ветка!
Скапзали на 21 странице все, а разберись - нихрена не сказали....Интрига, блин...
КАМРАД
21.11.2007 20:52
У восресенье был на охоте,
жуткую историю услыхал.

Рассказывает охотник свою историю:
- Я с утра на охоту пошёл, а пса своего - Шарика, не взял.
Сижу значит в засаде, притаился, жду медведя.
А Шарик - пес мой, проснувшись, пошел за мной по следу...
Нашел меня и на спину мне как прыгнет от радости!
Ну, я то его, конечно, сразу узнал, и по загривку поглаживаю, и за ухом чешу...
А какать перестать не могу...


Соревнования по борьбе. В финале остались Америкос и наш Вася. Перед поединком тренер напутствует своего подопечного: Вася , этот америкос владеет в совершенстве тройным захватом, если он тебя схватит, то ты проиграешь. Начался поединок. Нашего Васю америкос схватил тройным захватом, видя это тренер плюнул и ушол в раздевалку. Через время слышит играет гимн России, он выходит посмотреть, что случилось. А там нашего Васю поздравляют, руки жмут. Тренер подошол, говорит : " Вася, как????????" Вася ему говорит : тренер, когда он меня схватил тройным захватом я понял, что я уже проиграл. Уже теряя сознание смотрю, а перед моим лицом висят ЯЙЦА, ну я их КАК УКУСИЛ!!!... ТРНЕР, ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, ЧТО МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК КОГДА СЕБЯ
ИЗО ВСЕХ СИЛ ЗА ЯЙЦА УКУСИТ!!!!!!!!


Если что не так, ИЗВИНИТЕ.
Александр Ваничкин
21.11.2007 22:44
2 КАМРАД:
...Если что не так, ИЗВИНИТЕ.

Извиняем!. .-))
Особенно про собаку!!!!!!
Александр Ваничкин
21.11.2007 22:49
Ну, Шарик, блин.... помог...
Тут где то на днях расказали ребята:
-Пришел мужик домой поздно и навеселе, а жена дверь открыла, а в руках сковородка...
Мужик: " Спасибо, а я есть не хочу.....!"
ИНЖЕНЕР
22.11.2007 00:24
А теперь поговорим об общей мощности взрыва.

Подрыв ( активный ) достичь очень-очень трудно - он возможен лишь при правильном подборе и очень точном совпадении тысяч параметров. Это не взрывчатка, которая взрывается во многих случаях. Просто срабатывание детонаторов и зарядов в бомбе будет, а выделяемая практическая мощность - не будет наблюдаться, будет крайне низкой при очень узкой зоне осуществления активного взрыва. Образно говоря, это надо иголкой со ста метров попасть в ушко другой иголки, обеспечить очень высокую степень точности и согласованности всех сотен и тысяч одновременно протекающих процессов в бомбе.
Бомба - не голая механика. Для выделения практической мощности в несколько килотонн нужна ещё более высокая степень согласованности работы бомбы, чем для 20-30 Кт. Одна килотонна мощности - это огромная мощность, это полноценный боевой заряд. Он требует такой же проработки и согласованности, как и любой ядерный заряд. Но еще дело в том, что с уменьшением мощности активный взрыв бомбы приобретает всё более вероятностный характер. Чем меньще мощность заряда, как раз начиная примерно от уровней в килотонну - полкилотонны, тем его труднее взорвать. Вы же говорите о нескольких килотоннах - это полноценный заряд, и точность его проработки нужна очень высокая. Дело в том, что кривая вероятности взрыва, если таковую гипотетически построить как функцию от точности модели ( степени её адекватности ), имеет вид кривой, очень круто изогнутой в малой окрестности рабочей точности. То есть при рабочей точности вероятность, допустим, почти единица, а отступи в чуть меньшую точность - вероятность уже практически ноль. То есть очень резкий спад, либо мощность выделяется ( активный взрыв происходит ), либо не удаётся достичь сверхкритических условий - и тогда, хоть точность ещё совсем рядом с боевой точностью ( модели и "настройки процессов" ), не выделится и двух-трух тоннового эквивалента - сверхкритические условия просто не наступают.
Поэтому представлять, что при штатном подрыве, допустим, выделится 15 Кт, а при огрублении той же модели - 1-2 Кт, неверно. Чуть снижение точности модели и схемы процессов - не выделится вообще ничего. И для заряда в несколько килотонн, а тем паче в 1-0.5, 0.1 Кт требования по точности расчётов и задания процесса лишь возрастают. Потому так сложно и достичь реального ядерного взрыва, что это очень тонкая штуковина, чуть рассогласование громадного количества параметров - и всё, любое отклонение тут же накапливается и нарастает с "запретительным" эффектом. Если можно так сказать, у ядерного взрыва очень маленькая "сходимость" по ошибке, её практически нету, область боевой вероятности по точности или ошибке модели очень узкая, можно сказать, игловидная, с очень узким "телом" и острой "вершиной". И в неё очень трудно попасть. Чуть вправо-влево от расчётных условий - взрыв не идёт ни на треть, ни на одну десятую штатной или расчётной мощности.
Каждая микросекунда - большое добавочное выдление мощности. Зaдача конструкции бомбы - как можно дольше стараться удерживать реагирующее вещество вместе, несмотря на многочисленные факторы расширения. Конечно, кто-нибудь из них вскоре - тот или иной - начинает побеждать любую конструкцию, и очень быстро. Но пока конструкция существует, она обеспечивает своим удержанием всё более полное выделение мощности. Быстрее охватить реакцией по всему объёму и как можно дольше держать после этого вместе - покуда удастся. Взрыв длится и длится, и чем дольше длится, тем больше с каждой микросекундой выделится килотонн. На бытовом понимании он привычно мгновенен, но от длительности удержания вещества в более активном состоянии напрямую зависит выделяемая мoщность. Разлетелось всё сразу - прореагировало 2%. Разлетелось на микросекунду позже - уже 4%, причем последние микросекунды перед разлётом уже самые ценные, потому что в это время система ещё существует, но выделение нейтронов разогналось до наивысшего значения ( на этот момент ), ведь рост реакции необычайно быстрый. Ибо с расширением плотность вещества падает пропорционально кубу радиуса. Плотность нейтронного потока резко упадёт, реакция прекратится. Поэтому вещество стараются как можно дольше удерживать в плотном состоянии, и даже когда оно расширяется, лучше его продолжать обжимать - дольше просуществует активная зона, больше выделится суммарной мощности - общей мощности взрыва.
Металлический оружейный плутоний, необходимый для изготовления элементов боевого ядра, отливают. Его можно было бы прессовать, но льют. Добавляют специальные литейные присадки. Литой плутоний анизотропен.
Он одинаков во всех направлениях, и волна в нём будет идти, осаждая из лёгкой метастабилизировнаной дельта-фазы в плотную альфа-фазу. Такой переход с уплотнением 25% влечёт за собой и геометрическое сжатие на существенный объём. Объём в виде пустого высвобождается к краям шара, поскольку металл обжимается к центру, оставаясь в виде единого металлического ядра с ростом плотности и переходом в сверхкритические условия, благо что именно в этот момент импульсный нейтронный инициатор создал очень мощное, близкокритическое нейтронное поле высокой плотности. Дальше начинается рост реакции - в том числе и из-за сокращения расстояний, проходимых нейтроном со своей некоей фиксированной скоростью до соседнего ядра. Больше ядер втретится на пути за тот же отрезок времени - раньше начнётся следующий распад. Ну и т.д. и т.п., далее поехало.
Но такая картина будет только в случае, если металл остаётся слитным(цельным), наиболее плотным. Наличие щелей резко снижают активность металла на всём слое поверхности этой щели. Ведь на любой внутренний кусочек металла сыпятся нейтроны со всех направлений пространства, а на поверхности металла - только изнутри. Поток оттуда идёт, но его не сравнить с потоком от сплошной прилегающей массы. Потому что расстояния возникшей щели для нейтронов увеличивают путь в миллионы раз. Интенсивность, соответственно, поверхности "щели" будет низкой.
В первых подрывах реагировала небольшая часть вещества - оно разлеталось ранее, чем реагировало. Итого получалось 5-10% прореагировавшего вещества, а то и менее. Но растущее конструктивное совершенство зарядов, а соответственно и степень реагирования, её полнота, растут. Сейчас в реакцию вступает уже более половины веществ, а часть массы, непосредственно переходящая в энергию, составляет проценты от исходной массы веществ. Этот процент сам невелик, потому что невелик сам дефект массы. Водородный компонент повышает этот процент. В настоящее время пришло понимание, как, последовательно замыкая триггерные механизмы и принципы взрыва, получить всё более высокую общую выделенную мощность. Не из одной какой-то ступени, а разнося вклады, все стадии взрыва по раздельным этапам и специализируя каждый этап именно под его функцию и цель. Не вытаскивать всё сразу, а высвобождать постепенно, накапливая полезный эффект каскадом специализированных стадий взрыва и последовательных инициаций и усилений процессов одних другими. Всё реализуется технически в высоком коснструктивном совершенстве взрывной схемы, в высокотехнологических дизайнах современных
ядерных зарядов.
В современных самых лучших конструкциях, удерживающих реагирующее ядро достаточно долго, более чем полмикросекунды, успевает пройти порядка 55-57 шагов реакции. Это позволяет прореагировать до 45-50%, и даже чуть более - до 51-53% плутония, но эти данные ( более 50% ) уже закрываются разработчиками. Косвенно процент реагирования можно видеть и по высвобождаемой энергии в килотоннах. Теоретический максимум высвобождения мощности, при полном реагировании одного килограмма плутония - 18 килотонн. Раньше, в менее совершенных конструкциях, на 20 килотонн практического выделения требовалось шести-семи килограммовое плутониевое ядро. То есть высвобождение было порядка трёх килотонн с килограмма. Сегодня для 20-кт заряда используются 3 кг или немного менее, что даёт порядка 7 - 7.5 - до 8 кт с килограмма. Однако при уменьшении мощности заряда, за счёт ухудшения качества имплозии, соотношение постепенно меняется - для 10-кт заряда необходимо порядка 2 кг плутония ( высвобождение 5 кт с килограмма ), а для мощности 1 кт требуется килограмм плутония
( многократное ухудшение высвобождения мощности. Вот что делает качество имплозии. :-))) ).


С УВАЖЕНИЕМ.
1..202122..5455




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru