В августе 1995 года российский самолет Ил-76 и семь членов его экипажа во главе с командиром Владимиром Шарпатовым были захвачены боевиками исламского движения «Талибан» в афганском городе Кандагар.
Почти официальная история (сокращенная версия):
Ил-76 принадлежал частной казанской авиакомпании «Аэростан» (арендованной «Транавиа» — ОАЭ). Этот самолет был передан в субаренду правительству Бурхануддина Раббани и перевозил боеприпасы (патроны калибра 7, 62 и амуницию) по маршруту Тирана (Албания) — Шарджа(ОАЭ) — Кабул.
Груз, кстати, соответствовал нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и разрешен к авиаперевозке. Это был уже их четырнадцатый рейс в Кабул; по специальным каналам никаких запретов или ограничений на полеты по данному воздушному коридору не поступало. Все было как обычно. Но над территорией Афганистана, на высоте 8000 метров был перехвачен истребителем МИГ-21, принадлежащим Движению Талибан и посажен на аэродроме города Кандагар.
Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их требований.
Пленные летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной. Экипажу угрожали казнью в соответствии с нормами шариата.