Тайна гибели АН-12
Заходя на посадку на аэродром Ейска, военно-транспортный самолет АН-12 выпустил шасси над селом Глафировка Щербиновского района. Погода, как говорят летчики, была 'миллион на миллион'. Ярко светило солнце, внизу ровной гладью, отдавая голубизной, расстилался Ейский лиман, на котором виднелись лодки рыбаков. Через несколько минут АН-12 должен был приземлиться на аэродроме Ейска. Но до посадочной полосы, которая из кабины пилотов была уже хорошо видна, экипаж не дотянул буквально несколько километров.
Шум работающих двигателей оборвался в один миг, и сидевшие в салоне люди, очевидно, увидели, как винты мощных моторов, замедляя свой бег, останавливаются.
Самолет стал падать на воду. Если бы не выпущенные шасси, то крылатая машина приводнилась бы на корпус и последствия авиакатастрофы не оказались столь тяжелыми. А так, зацепив колесами водную поверхность, АН-12 клюнул носом и ушел под воду. От удара о дно корпус самолета оказался поврежден, в салон хлынули морская вода и топливо из авиационных баков.
Катастрофу августовским днем 1988 года наблюдали сотни ейчан и гостей города, находившихся в то время на берегу Ейского лимана.
Трудно представить, какие могли быть последствия, откажи двигатели в непосредственной близости от города: ведь самолеты, заходя на посадку, пролетают над оживленными кварталами Ейска.
Падение АН-12 увидел и вахтенный спасательной станции. Об этом он тут же доложил руководству. М.М. Стаханов тогда являлся заместителем начальника станции и находился на своем рабочем месте. Он тут же дал команду на выход катера в лиман, к месту падения авиалайнера, и лично возглавил аварийно-поисковую группу. Перед выходом в море вахтенному отдал приказ: мобилизовать и направить к самолету все плавсредства, находящиеся у берега.
- Когда мы подошли к самолету, - рассказывает Михаил Михайлович, - часть пассажиров уже стояли на крыльях. Многие находились в шоке, с различными травмами. Стали подходить рыбацкие лодки. Забирали на них людей и отправляли на берег, куда уже подъезжали машины 'скорой помощи'.
Данный тип самолетов был знаком М.М. Стаханову, так как до переезда на постоянное место жительства в Ейск он работал механиком в полярной авиации. И был прекрасно осведомлен, что АН-12 состоит из трех отсеков: кабины пилотов, небольшого пассажирского салона (на девять человек) и грузового отсека. Из пассажирского салона, судя по наличию людей на крыльях, выбраться удалось всем. А что в грузовом отсеке?
- Проникнуть внутрь самолета мы не смогли, - рассказывает спасатель. - Когда открыли люк, то увидели, что отсек заполнен морской водой, перемешанной с керосином. Костюмы у нас были легководолазные, не предназначенные для работы в агрессивной среде. Авиационное топливо моментально бы разъело наше снаряжение, что привело бы к гибели водолаза. Поэтому внутрь самолета мы зайти не смогли. Эта смесь воды и керосина, видимо, и стала причиной гибели большинства пассажиров лайнера. А вскоре прибыли военные, поблагодарили за оказанную помощь и отправили нас на берег. Район падения самолета закрыли для плавания.
Катастрофа, как уже говорилось выше, произошла на глазах у сотен людей. Поэтому умолчать о произошедшей трагедии никак бы не удалось. По городу стали распространяться слухи, один нелепее другого. В городской газете была опубликована короткая информация без указания причин катастрофы и количества погибших. И лишь когда из воинской части поступил заказ на изготовление гробов, стало известно, что погибло 32 авиационных специалиста.
- Мы в течение нескольких лет пытались узнать о причинах трагедии, - говорит мать погибшего в авиакатастрофе летчика-инструктора С. Нужнова Б.К. Нужнова. - Но точной информации на этот счет нет до сих пор.
Что же известно семьям погибших? Этот самолет, по имеющейся у родственников информации, длительное время не эксплуатировался, стоял на стоянке аэродрома в Батайске Ростовской области. Месяца за два до последнего полета самолет заправили топливом. Видимо, планировался какой-то вылет, чуть позже отмененный. А керосин так и остался в баках.
Когда возникла необходимость в доставке большой группы офицеров в Ейск, то выбор высокого начальства был остановлен именно на этой машине, хотя рядом, говорят, стоял другой, оборудованный для перевозки людей. АН-12, на который указал перст начальника, не был предназначен для перевозки личного состава. Транспортный отсек негерметичен, и на большой высоте люди просто-напросто задохнулись бы от недостатка кислорода. Поэтому АН-12 летел на сравнительно небольшой высоте. И на протяжении всего маршрута полет проходил нормально, но при заходе на посадку из-за низкого качества топлива заглохли все четыре двигателя.
- Сергей был в пассажирском салоне, - продолжает свой рассказ Бронислава Константиновна. - Так, по крайней мере, мне сказал его командир. И когда пилот сообщил, что моторы остановились и самолет падает на воду, сын побежал в грузовой отсек предупредить товарищей. Из этого отсека он выбраться уже не смог.
В тот день его дочери исполнилось два месяца и девять дней. Летчик-инструктор С.Нужнов не должен был лететь в Ейск. Он незадолго до вылета приехал на аэродром Батайска из Ейска, куда ездил навещать родных: родителей, жену и недавно родившуюся дочку. Ему предстояло добираться в Погорелово: именно там он обучал курсантов авиационного училища летному мастерству. А в Ейск этим бортом отправлялись делегаты партийной конференции. Надо ли говорить о том, что на партийный форум были избраны лучшие авиаспециалисты. Планировалось, что, доставив делегатов, самолет пойдет на Погорелово. И поэтому всех, кому надо было следовать в этот пункт назначения, усадили в крылатую машину. И тем самым обрекли людей на смерть.
В течение нескольких дней пара военных вертолетов барражировала над Ейским лиманом. Искали останки погибших. Нашли всех.
Эту трагедию кое-кто из военных специалистов сравнивал в тот период с катастрофой самолета командующего Тихоокеанским флотом, произошедшей в феврале 1983 года под Ленинградом. Тогда в одночасье флот остался без высшего командного состава. В водах Ейского лимана погибли лучшие летчики. Серьезный урон понесло не только авиаучилище, но и вся авиация Советского Союза.
Комиссия тщательно расследовала причины авиакатастрофы. К сожалению, официальные ее результаты не были преданы огласке. Они были засекречены.
После выводов, которые сделала комиссия, заместителя командующего ВВС округа, давшего команду использовать для доставки офицеров этот самолет, отправили в отставку. Говорят, неполное служебное соответствие было объявлено командиру полка, в чьем ведении находилась данная машина. Что, впрочем, через несколько лет службы не помешало ему занять более высокую должность. Все вышеизложенное - рассказы людей, по роду своей служебной деятельности имевших возможность ознакомиться с данной информацией. Но делятся они с ней неохотно и просят ни в коем случае не упоминать их фамилий. Связывает, видимо, подписка о неразглашении военной тайны, которую давал каждый военно-служащий.
Хотя, по большому счету, это секрет полишинеля, которым пытаются прикрыть разгильдяйство и халатность высокого начальства.
К сожалению, это не единственная авиакатастрофа, случившаяся в окрестностях Ейска. В ходе встреч с людьми, которые могли бы рассказать что-либо о событиях 16-летней давности, некоторые упоминали и о других авиапроисшествиях. Так появилась информация о гибели другого военно-транспортного самолета, выполнявшего рейс на Буденновск Ставропольского края. Уже на взлете машина стала падать на расположенные поблизости военные объекты. Экипажу удалось увести самолет в сторону. Погибли все пассажиры, в числе которых находились и гражданские лица.