Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

08.08.88 Гибель Ан-12 под Ейском. Статья

 ↓ ВНИЗ

ДИМ
25.03.2005 15:13
Тайна гибели АН-12
Заходя на посадку на аэродром Ейска, военно-транспортный самолет АН-12 выпустил шасси над селом Глафировка Щербиновского района. Погода, как говорят летчики, была 'миллион на миллион'. Ярко светило солнце, внизу ровной гладью, отдавая голубизной, расстилался Ейский лиман, на котором виднелись лодки рыбаков. Через несколько минут АН-12 должен был приземлиться на аэродроме Ейска. Но до посадочной полосы, которая из кабины пилотов была уже хорошо видна, экипаж не дотянул буквально несколько километров.
Шум работающих двигателей оборвался в один миг, и сидевшие в салоне люди, очевидно, увидели, как винты мощных моторов, замедляя свой бег, останавливаются.
Самолет стал падать на воду. Если бы не выпущенные шасси, то крылатая машина приводнилась бы на корпус и последствия авиакатастрофы не оказались столь тяжелыми. А так, зацепив колесами водную поверхность, АН-12 клюнул носом и ушел под воду. От удара о дно корпус самолета оказался поврежден, в салон хлынули морская вода и топливо из авиационных баков.
Катастрофу августовским днем 1988 года наблюдали сотни ейчан и гостей города, находившихся в то время на берегу Ейского лимана.
Трудно представить, какие могли быть последствия, откажи двигатели в непосредственной близости от города: ведь самолеты, заходя на посадку, пролетают над оживленными кварталами Ейска.
Падение АН-12 увидел и вахтенный спасательной станции. Об этом он тут же доложил руководству. М.М. Стаханов тогда являлся заместителем начальника станции и находился на своем рабочем месте. Он тут же дал команду на выход катера в лиман, к месту падения авиалайнера, и лично возглавил аварийно-поисковую группу. Перед выходом в море вахтенному отдал приказ: мобилизовать и направить к самолету все плавсредства, находящиеся у берега.
- Когда мы подошли к самолету, - рассказывает Михаил Михайлович, - часть пассажиров уже стояли на крыльях. Многие находились в шоке, с различными травмами. Стали подходить рыбацкие лодки. Забирали на них людей и отправляли на берег, куда уже подъезжали машины 'скорой помощи'.
Данный тип самолетов был знаком М.М. Стаханову, так как до переезда на постоянное место жительства в Ейск он работал механиком в полярной авиации. И был прекрасно осведомлен, что АН-12 состоит из трех отсеков: кабины пилотов, небольшого пассажирского салона (на девять человек) и грузового отсека. Из пассажирского салона, судя по наличию людей на крыльях, выбраться удалось всем. А что в грузовом отсеке?
- Проникнуть внутрь самолета мы не смогли, - рассказывает спасатель. - Когда открыли люк, то увидели, что отсек заполнен морской водой, перемешанной с керосином. Костюмы у нас были легководолазные, не предназначенные для работы в агрессивной среде. Авиационное топливо моментально бы разъело наше снаряжение, что привело бы к гибели водолаза. Поэтому внутрь самолета мы зайти не смогли. Эта смесь воды и керосина, видимо, и стала причиной гибели большинства пассажиров лайнера. А вскоре прибыли военные, поблагодарили за оказанную помощь и отправили нас на берег. Район падения самолета закрыли для плавания.
Катастрофа, как уже говорилось выше, произошла на глазах у сотен людей. Поэтому умолчать о произошедшей трагедии никак бы не удалось. По городу стали распространяться слухи, один нелепее другого. В городской газете была опубликована короткая информация без указания причин катастрофы и количества погибших. И лишь когда из воинской части поступил заказ на изготовление гробов, стало известно, что погибло 32 авиационных специалиста.
- Мы в течение нескольких лет пытались узнать о причинах трагедии, - говорит мать погибшего в авиакатастрофе летчика-инструктора С. Нужнова Б.К. Нужнова. - Но точной информации на этот счет нет до сих пор.
Что же известно семьям погибших? Этот самолет, по имеющейся у родственников информации, длительное время не эксплуатировался, стоял на стоянке аэродрома в Батайске Ростовской области. Месяца за два до последнего полета самолет заправили топливом. Видимо, планировался какой-то вылет, чуть позже отмененный. А керосин так и остался в баках.
Когда возникла необходимость в доставке большой группы офицеров в Ейск, то выбор высокого начальства был остановлен именно на этой машине, хотя рядом, говорят, стоял другой, оборудованный для перевозки людей. АН-12, на который указал перст начальника, не был предназначен для перевозки личного состава. Транспортный отсек негерметичен, и на большой высоте люди просто-напросто задохнулись бы от недостатка кислорода. Поэтому АН-12 летел на сравнительно небольшой высоте. И на протяжении всего маршрута полет проходил нормально, но при заходе на посадку из-за низкого качества топлива заглохли все четыре двигателя.
- Сергей был в пассажирском салоне, - продолжает свой рассказ Бронислава Константиновна. - Так, по крайней мере, мне сказал его командир. И когда пилот сообщил, что моторы остановились и самолет падает на воду, сын побежал в грузовой отсек предупредить товарищей. Из этого отсека он выбраться уже не смог.
В тот день его дочери исполнилось два месяца и девять дней. Летчик-инструктор С.Нужнов не должен был лететь в Ейск. Он незадолго до вылета приехал на аэродром Батайска из Ейска, куда ездил навещать родных: родителей, жену и недавно родившуюся дочку. Ему предстояло добираться в Погорелово: именно там он обучал курсантов авиационного училища летному мастерству. А в Ейск этим бортом отправлялись делегаты партийной конференции. Надо ли говорить о том, что на партийный форум были избраны лучшие авиаспециалисты. Планировалось, что, доставив делегатов, самолет пойдет на Погорелово. И поэтому всех, кому надо было следовать в этот пункт назначения, усадили в крылатую машину. И тем самым обрекли людей на смерть.
В течение нескольких дней пара военных вертолетов барражировала над Ейским лиманом. Искали останки погибших. Нашли всех.
Эту трагедию кое-кто из военных специалистов сравнивал в тот период с катастрофой самолета командующего Тихоокеанским флотом, произошедшей в феврале 1983 года под Ленинградом. Тогда в одночасье флот остался без высшего командного состава. В водах Ейского лимана погибли лучшие летчики. Серьезный урон понесло не только авиаучилище, но и вся авиация Советского Союза.
Комиссия тщательно расследовала причины авиакатастрофы. К сожалению, официальные ее результаты не были преданы огласке. Они были засекречены.
После выводов, которые сделала комиссия, заместителя командующего ВВС округа, давшего команду использовать для доставки офицеров этот самолет, отправили в отставку. Говорят, неполное служебное соответствие было объявлено командиру полка, в чьем ведении находилась данная машина. Что, впрочем, через несколько лет службы не помешало ему занять более высокую должность. Все вышеизложенное - рассказы людей, по роду своей служебной деятельности имевших возможность ознакомиться с данной информацией. Но делятся они с ней неохотно и просят ни в коем случае не упоминать их фамилий. Связывает, видимо, подписка о неразглашении военной тайны, которую давал каждый военно-служащий.
Хотя, по большому счету, это секрет полишинеля, которым пытаются прикрыть разгильдяйство и халатность высокого начальства.
К сожалению, это не единственная авиакатастрофа, случившаяся в окрестностях Ейска. В ходе встреч с людьми, которые могли бы рассказать что-либо о событиях 16-летней давности, некоторые упоминали и о других авиапроисшествиях. Так появилась информация о гибели другого военно-транспортного самолета, выполнявшего рейс на Буденновск Ставропольского края. Уже на взлете машина стала падать на расположенные поблизости военные объекты. Экипажу удалось увести самолет в сторону. Погибли все пассажиры, в числе которых находились и гражданские лица.
31.03.2005 13:59
ОДНАКО, В МОДНОМ СТИЛЕ СОВРЕМЕННОМ, КРЫЛАТЫЕ ПТИЦЫ, БЕСКРАЙНИЕ ПРОСТОРЫ...
КОНДЕНСАТ В ТОПЛИВЕ БЫЛ, ДВИЖКИ ОДИН ЗА ДРУГИМ ВСТАЛИ, ПРИВОДНИЛИСЬ НОРМАЛЬНО, ПРО АГРЕСИВНУЮ СРЕДУ КРУТО, ТАМ ГЛУБИНА ПО ГРУДЬ, НЕ БОЛЬШЕ ТРЁХ МЕТРОВ, ПСС ПОЗЖЕ РЫБАКОВ ПРИБЫЛА, БРАКОНЬЕРЫ СПАСАЛИ ЛЁТЧИКОВ ИЗ БАТАЙСКОЙ ЭСКАДРЫ, ТЕ СИДЕЛИ В ПОЛУЗАТОНУВШЕМ ГРУЗОВОМ ОТСЕКЕ, ВЫРУБИЛИ ДЫРУ В ФЮЗЕЛЯЖЕ И ВЫТАЩИЛИ, ПРО БОЛЬШУЮ ВЫСОТУ ТАМ ХОДУ ПО ПРЯМОЙ 150 ВЁРСТ, КАКОЙ КИСЛОРОД? ЛЁТНЫЙ СОСТАВ ВСЮ ЖИЗНЬ ТАК ПЕРЕМЕЩАЛИ С АЭРОДРОМА НА АЭРОДРОМ УЧИЛИЩА.
НАРУШЕНИЕ ЕДИНСТВЕННОЕ, НУЖНО БЫЛО СТАРОЕ ТОПЛИВО СЛИТЬ, ТУТ КОСЯК ТЕХНОРЕЙ, И НЕЧЕ СТРЕЛКИ ПЕРЕВОДИТЬ, КОМАНДИР ТУТ НИ ПРИЧЁМ, НЕ ЗНАЯ ЧЕЛОВЕКА НЕХРЕН ХАЯТЬ.
Историк
31.03.2005 14:17
А что за вторая катастрофа в р-не Ейска, о которой говорится в последнем абзаце? Что за самолет и когда это случилось?
Su-17
31.03.2005 15:54
Историк
А это было на несколько лет раньше. Ан-12 вёз в Будённовск снаряды для самолётов Су-7Б. Там летал 3-тий курс. Самолёт сразу после взлёта стало валить вправо и он врезался в склад-бомбохранилище. Вроде как не сняли струбцину с элерона. Погиб не только экипаж, а несколько пассажиров. Несколько курсантов, были в Ейске на приёме в партию. И совершенно случайно жена одного инструктора запрыгнула к ним, чтобы слетать к мужу и порадовать его, что она наконец-то ждёт ребёнка. Вот такая судьба.
Историк
31.03.2005 16:12
Да, уж...
А год какой примерно?
Su-17
31.03.2005 16:26
историк
Кто учился в период 1982-1886 должны помнить. А так навскидку где-то в эти годы.
ИГОРЬ
31.03.2005 17:09
Это была летающая лаборатория, вдобавок ко всему при приводнении сорвало всё оборудование, которое было в грузовом отсеке. Тяжелый случай, вспоминать больно, тогда и мой инструктор погиб, я уже к тому времени в Таганроге летал на четвертом курсе. На счет конденсата Аноним прав... Земля пухом. Стиль изложения не приятен ДИМ.
ИГОРЬ
31.03.2005 17:13
Насчет второго - это 86-й год, Su-17 правильно говорит по поводу струбцины. После взлета на город за ближним упали, везли С-5, ОФЗ-30, БР-30. Четыре часа к самолету не могли подойти, рвалось и горело всё... И курсанта, который с парткомиссии не успел на борт, водкой отпаивали в казарме... Грустно всё это...
ДИМ
31.03.2005 17:26
Игорь, стиль изложения действительно несколько сумбурный, но я к этому не причастен. Я просто скопировал статью из газеты Вольная Кубань.
Про второй Ан - вы дату или хотя бы месяц не вспомните?
ДИМ
31.03.2005 17:44
Командир экипажа борта со снарядами был случайно не Ремезов?
Техник запаса
31.03.2005 22:36
Это был самолет-летающая лаборатория и причина была - вода в топливе. Там была доработана топливная система - установлен допбак под полом, который техники не смотрели очень долго и там собралось много воды. Генералы из ГШ ВВС очень хотели свалить вину на промышленность и НИИЭРАТ стал лепить КПН на Аи-20.
ЗМКБ "Прогресс" поставил на стенд Аи-20 и гонял его на всяком сурогате, включая подмешивание воды, до полного вывода из строя и доказал, что летом двигатель работает с очень большой дозой воды в топливе, но на 100 % не может. В Чкаловском ГНИКИ гоняли Ан-12 с залитой в ТСистему водой. Как буд-то Ан работал имея до 200 л воды в системе и на этой отметке глох. Лично слышал от ГенКонструктора ЗМКБ, что он был до слез обижен военными за охаивание его двигателя. КБ Антонова в лице генКонструктора Балабуева было просто вне себя.
Так что тайна если и была, то только что бы лампасы спасти. Сам в прошлом техник самолета и слить отстой в предполетную для меня было свято - я пилоту докладывал "Самолет к полету ГОТОВ!"
Марат
27.05.2005 14:14
Я как раз учился в ЕВВАУЛ 1982-1986.
На сайте "19 июня" есть статья cобкора 'Вольной Кубани' Георгия ТИМОФЕЕВА про эту катастрофу Ан-12, в которой упоминается гибели моего однокашника Сергея Нужнова." Ещё погиб там мой однокашник Сергей Паль...
А Ан-12 с ракетами для Будённовска перевернулся в воздухе сразу после взлёта, упал и долго взрывался. Ми-8 ПСС к нему никак подлететь не мог из-за взрывов. Это было в Ейске по-видимому летом 1984 или 1985г.
ДИМ
27.05.2005 14:59
Катастрофа Ан-12 8 августа 1988 года. Уточненные данные. Командир экипажа Клинин (сейчас живет в Батайске). Записано со слов Мокина АГ, который лично участвовал в спасательной операции (тогда второй пилот Ми-14пс летчик-штурман). "Все обратили внимание, что день будет дурной 08.08.88. Самолет выполнял задачу по перевозке личного состава АЭ с аэродрома Батайск на аэродром Ейск после проведения партсобрания в Батайске. Мы сидели в ПСО, кроме того, проходили сборы со спасателями и их было много на аэродроме. Людей хватало.
Подняли по ПСО, взлетели, вышли в лиман, над ним кружится Л-410 (он или прилетал или улетал из местного аэропорта), самолет нашли быстро, он упал в старый фарватер в лимане прямо по посадочному курсу. Везде мелко, а здесь углубление в итоге из воды видно верхнюю часть кабины, крылья (слегка подломленные) и киль со стабилизатором. Люди сидели и стояли на фюзеляже и крыльях. Сесть рядом не смогли (т.е. впритык), подсели метров 10-15 от края плоскости (она была рваная), чтобы не накрывать людей винтом.
Я руководил надувной лодкой, которая ходила к самолету. Командир экипажа Ан-12 обвязавшись фалой, лазил через верхний люк в самолет за людьми, достал 5 человек (думали, что без сознания, увы они были уже погибшие). Мы забрали их и рванули на аэродром (от точки падания до площадки приземления (она прямо возле штаба полка) километров 5 по прямой), сели на площадку, никого нет и никто не ждет, вызвали санитарку, выгрузили их рванули снова туда.
В это время подошел Ми-8 с Ростова, сесть не может естественно, начал зависать и спускать доктора, спустил, а тому по волне от винта еле плывет, так и въехал лбом в раскоряченную законцовку крыла, разбил себе лицо.
Со второго вылета мы ни кого не взяли, хотя сидели рядом с самолетом. Всего несколько человек решились на перелет вертолетом на берег, остальные сказали хрен и ждали лодок, их подошло много, рванули все и моря и от берега, тогда каждый уважающий ейчанин имел хотя бы "Казанку". После второй посадки на аэродром там уже стояла куча машин скорой помощи и врачей на площадке.
Кто сидел на самолете, пытались пробить какой-либо люк сверху топориком или ломом. Лом вообще оказался бесполезный, а топорик из-за короткой ручки не позволял пробить верхнюю часть самолета (если смотреть из кабины), т.е. обшивку пробили и сделали подобие люка, а далее разбивали руки об край, глубина большая. Сделал вывод, что надо иметь подобие гуцульского топора или специального пожарного топора.
Как нам сказали, большая часть погибла от травм, которые мешали людям покинуть самолет. Еще разговаривал потом с человеком, который спасся. Сидим, удар, темно, вода хлыщет и какой то просвет видно, рванул туда и выплыл. Как оказалось, это был разлом в фюзеляже, который потом сомкнулся и люди остались, состояние шока полное. Летим, вот будет посадка, вдруг удар, темно, вода. Скорее всего, многие кто погиб так и не вышли из шока".
Сейчас Мокин продолжает службу здесь же в Ейске на Ка-27, командир экипажа.
В сборниках есть информация из службы безопасности, что инженер в полете переключил двигатели в полете на напольные баки, которые по причине крайне редко использования и их содержание никто не проверял. Они были с водой и движки на ПК встали.
По количеству погибших есть данные 25 человек, ровно половина летевших (надо смотреть памятник в Батайске). Главная причина гибели людей, это побило аппаратурой установленной в салоне (это был самолет - лаборатория, после чего был один вопрос без ответа, кто разрешил на нем людей возить?). После приводнения вырвало шасси и вода перла снизу и через разлом. По поводу перехода на напольные баки, вроде было указание их больше не использовать. А инженер предложил их выработать на перелете из Батайска в Ейск. Неофициально еще известно, что кран на напольных баках имел контровку и печать еще заводскую, то есть никогда не проверял их вообще при эксплуатации и ремонте в АРЗ, порядочный человек выкрутил этот кран и закинул его в поле, иначе борттехник сразу сел бы.

Катастрофа Ан-12 28.06.1986 на взлете с аэродрома Ейск. Командир экипажа Альшин. Взлетели с Ростова на Буденовск, забрали летчиков, сели в Ейске, выгрузили людей, тут же загрузили боеприпасы и на Буденовск за техниками.
Бывший штурман Ан-2 (сейчас преподаватель по БП в училище) помнит следующее. "Гоняем в футбол, 2 тайма по 20 минут, ровно 13.20 свисток, конец игры, в это время взлетает мимо нас Ан-12, естественно любой пилот смотрит на это событие. Самолет отрывается и сразу его начинает крутить вправо, далее через крыло и практически вертикально вниз. Хорошо помню, что нам видна пилотская кабина и самолет стоит носом в землю, а далее начинает рассыпаться на куски, потом пламя и дым, затем звук. Ми-8 взлетел пулей, сели рядом, начали рваться снаряды НР-30, снаряд на месте, а улетает гильза во все стороны, бортехник на корячках обратно в вертолет и они взлетели оттуда подальше. Командир экипажа должен был с понедельника пойти в отпуск. На пленке, которую мы слушали, есть доклады
 Командир экипажа "Шасси"
 Борттехник "+. Первый, нет четвертый+"
Неофициально известно со слов бывшего борттехника, который ранее работал на этом самолете, что 3-й двигатель дурковал, медленно выходил на режим, флюгировался странно и так далее. И получается на команду борттехника "первый" командир убрал обороты 4-го, в это время 3-й так и не вышел на режим, а 4-й сдох и не зафлюгировался. Получается на правом крыле тяга ноль. А первый и второй продолжали тянуть на полную дурь. Комиссия считала усилия на рулях для парирования момента, они ушли за 100кг, что на ручках, что на педалях, однако в акт писать не стали.
28.05.2005 15:21
а еще 08.08.88г упал су-24 с Николаевки под Алма-Атой.
погиб штурман.
Марат
30.05.2005 14:57
2 фото Ан-12 после падения в Ейский залив похоже есть на сайте ЕВВАУЛ, фото Орлова Михаила выпуска 1986г. http://evvaul.battlenet.ru/pho ...

Jktu
16.11.2006 03:21
Я житель Ейска.Ездил смотреть на обломки рейса на Буденновск.Он упал на поле, до артскладов не долетел.Сильно горел, обломки все черные были...Там одна сотрудница моей жены погибла, работала на Полиграфмаше.К мужу летела...
Валерий
16.11.2006 13:30
Насчёт первой катастрофы Дим описал всё чётко, там всё ясно. Единственное, там везли не партактив, а лётчиков для переучивания ейчан на Л-39. А вот вторая - там полная темень, даже люди из КБ утверждали, что такое невозможно, и это после свершившегося факта. Но... двигатели уцелели, и в них ничего не нашли! Струбцина - это бред, отмазка. Её никто не ставил, поскольку все очень спешили(суббота, а ещё рейс в Будённовск, а потом в Ростов). Но по некоторым слухам именно эта спешка и явилась причиной. От запроса запуска до запроса взлёта по р/обмену прошло 3 минуты. Т.е. двигатели запускали в процессе руления. А взлетать начали, когда один двигатель ещё не вышел на взлётный режим! На каком-то этапе винт зтого двигателя стал тормозом, дальше, полагаю, понятно. И последними словами, кстати, были слова Альшина: "так первый или четвёртый...?" Я бы не очень верил в эти слухи, но не по слухам знаю о разгильдяйстве Альшина. И до этого был уверен, что добром он не кончит. Знало об этом и его начальство, даже был момент, когда у него все допуски забрали кроме ДПМУ. Чтобы не быть голословным, один уникальный, дикий случай. Закрытие лагеря в Будённовске. Перевозка в Ейск людей и грузов - загрузили 120 человек (разрешено 90) плюс под потолок матрацы и кровати. У каждого сумки, канистры с прасковейским коньяком и вином. Я как-то пристроился в задней части грузового отсека, где в поле зрения КУС и ВД. Летим. Через час снижаемся после Ростова до 900 м, скорость - 450, ...400...350..300..290! Потом двигатели загудели, разогнались. Заходим на посадку с Пк=258 на первую полосу. Но мы-то знаем, что она на ремонте! Плиты разобраны, трактора там и краны! Метров со 100 загудело, пошли на вторую. Сели, зарулили. Потом, пока добирались домой, расспрашивали друг друга - "что это было?" От тех, кто сидел впереди, узнаём детали (все двери открыты, жарко...) В пассажирском отсеке обычно сидит начальство, в данном случае батальоновское, во главе с замкомбата. Полтора часа жизни не должны пропасть даром, коньяк и закусь есть, стаканы на борту есть всегда. Выпили, а командир рядом и трезвый! Звучит вопрос: "командир, будешь?" Вместо ответа протянутая рука, - стакан пошёл... Час полёта до Ростова оказалось достаточно, чтобы забыть добавить обороты после снижения. И дальше представляю, как РП уговаривал их сесть на нужную полосу. Выгрузились, и улетели на Ростов.
А я вот думаю... - ненавижу стукачей! Но если бы эти стукачи тогда сработали, может, той катастрофы и не было бы.
Denis
16.11.2006 14:34
Афигеть!!

Не ну Я конечно с 74 по 89 годы летал на Ан-8(Ан-12) в качестве пассажира, но что бы тааак!!! УХ!!
10.08.2007 20:51
Да-а-а, офигеть...



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru