Просьба к истребителям прокомментировать нижеприведенный материал. Я дал сперва английский текст оригинала, а затем мой перевод. Это вопрос по авионике, но ещё интересно было бы узнать ваше мнение в целом о МиГ-23 в качестве не перехватчика, а фронтового истребителя, в версии МиГ-23МЛД.
An important innovation was the radar projection into the HUD which showed a target and informed the pilot if the target was within the missile range. It was introduced in late MiG-23s and it represented a large improvement over what the MiG drivers had before. But it still gave the pilot much less information for situational awareness than the latest Western avionics did. When the Israelis got their hands on a very late MiG-23 they were very impressed by the ability to do that - and you have to respect what the Israelis think about fighter planes! But as an F-16 pilot, I personally think it is a waste. They are not giving the pilot in their HUD any news for situational awareness. They put the radar projection into the HUD, but the pilot cannot really tell the position in space of what he has locked onto. The image is flat rather than three-dimensional. It is like a transparent map in front of the HUD and it does not show in what part of the sky a target is. To learn the true location of the target, the pilot has to look to the scale on the left side. In addition, the radar scan can be centered straight ahead or at 30 degrees sideway. The pilot would be flying straight ahead and see a target straight ahead but the radar might be looking 30 degrees to the right or left. This may mislead the pilot about the true location of the target. So he must remember or check where he had set the switch. That is just too much math to do in the cockpit. Even flying straight and level it is not easy, but pulling Gs in maneuvers with time factor critical it becomes a serious handicap. In the F-16 we can't see a radar picture in the HUD, but if we get a radar lock, we see a boresight cross on the top of the HUD [with a locator line showing at what angle to our path the target is.] аnd the HUD gives us updated information of speed, altitude, heading and weapons status. So we have the position of a locked-up tar-get in space, and that is much more useful.
Важным усовершенствованием (в МиГ-29) стало проецирование радиолокационного изображения на ИЛС, что показывало цель и информировало пилота о том, что цель находится в пределах досягаемости ракеты. Эта фича появилась на поздних моделях МиГ-23 и она представляла собой значительный прогресс по сравнению с тем, что имели пилоты МиГов до того. Но и эта фича всё ещё давала пилоту гораздо меньше информации о текущей обстановке в воздухе, чем новейшие западные средства авионики.
Когда израильтяне ознакомились с одним из последних МиГов-23, на них произвело большое впечатление способность делать это - а к мнению израильтян, когда они говорят об истребителях, стоит прислушаться. Но как пилот Ф-16, я лично думаю, что всё это ерунда. Они (русские) не дают пилоту на ИЛС никакой информации о том, что происходит вокруг. Они поместили радарное изображение на ИЛС, но пилот фактически не знает положение в пространстве цели, захват которой он произвел. Изображение плоское, а не трехразмерное. Это как прозрачная карта перед ИЛС, которая не показывает в какой именно части неба находится цель.
Чтобы узнать истинное положение цели, пилоту надо посмотреть на масштабную линейку (?) слева. Кроме того, радар может быть направлен прямо вперед или на 30 градусов в сторону. Пилот может лететь прямо вперед и видеть цель прямо впереди, но радар при этом может смотреть на 30 градусов влево или вправо. Это может ввести пилота в заблуждение об истинном положении цели в пространстве. Поэтому он должен помнить или перепроверить куда смотрит радар.
Это уже слишком много математики в кабине истребителя. Это не просто даже если вы летите прямо горизонтально, но маневрируя с перегрузкой, когда фактор времени так важен, это становится серьезным недостатком. В Ф-16 мы не можем видеть радарную картинку на ИЛС, но если мы произвели захват цели, мы видим перекрестье прицела, вверху ИЛС (с визирной линией, показывающей под каким углом находится цель по отношению к направлению нашего движения) и ИЛС даёт нам последнюю информацию о скорости, высоте, направлению и готовности оружия цели. То есть у нас есть позиция захваченной цели в пространстве и это намного полезней. (Ракурс цели у них показывается тоже).