Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Выравнивание

 ↓ ВНИЗ

12

mate
02.11.2007 19:18
http://www.youtube.com/watch?v ...


Объясните такую штуку: по логике вещей - как и видно на ролике после выравнивания и "взятия на себя" ВС имеет тенденцию к взмыванию.
И как держать? Скорость выдержать к началу выравнивания соответствующую ??
А если не выдержал - неизбежно козлить будет ?? И что делать тогда?
К.
02.11.2007 19:56
Изжевали не раз уже здесь эту курсантскую посадочку. Да и к популярной недавно темке про выравнивание этот пример не очень подходит, как такового в этом заходе его и не было.
mate
02.11.2007 20:11
Ну, боян так боян - я например сегодня только увидел...

Но дело не в этом.

Не могу понять: садимся - штурвал придерживаем на себя для придания посадочного положения - руль высоты работает - неизбежно ж должен взмыть ? в чем тут суть - растолкуйте ???

пока что в голову приходит одно решение - ДО всех эти операций с выравниванием выдержать соответствующую посадочную скорость... или тут в другом фишка ????


mate
02.11.2007 20:12
А темка была, да - но помните во что превратилась ?

лЁдчик
02.11.2007 20:19
Выравнивание, грубо говоря, это когда самолёт должен лететь параллельно земле на высоте ~1 м. Далее самолёт начинает терять скорость и снижаться. Вот тут и надо плавным движением создать посадочное положение, тогда никакого взмывания не будет.
Тупой
02.11.2007 20:28
"Попой" надо чувствовать, а здесь недоученность или человеку вообще не дано педалировать.
РЕВЕРС
02.11.2007 20:31
Затрахали курсанта в два голоса. Сказал один раз \"выравнивай\" фуле второй раз было говорить? Он ещё раз и выравнил, ну а дальше совсем офигел, слушая их.
К.
02.11.2007 20:35
штурвал придерживаем на себя для придания посадочного положения - руль высоты работает - неизбежно ж должен взмыть...


На большой технике не очень-то принято на выравнивании рулями шуровать, заранее посадочное положение создается. Ну а на малой можно и подергать, если обстоятельства требуют. Но того, что "неизбежно ж должен взмыть" получается избежать, обычно. Ну а если и взмыл зараза, потому что Землю в сумраке или под снегом вовремя не разглядел, ничего страшного, на все ошибки есть свои методы исправления.
паакс
02.11.2007 20:41
вот ещё посадочка.хе-хе.Обратите внимание на последний комментарий
http://www.youtube.com/watch?v ...
02.11.2007 21:05
Реверс, ты кажется на Ил (е) летаешь, ну и че он его тыкает, ведь подвел же более менее, пьяный что ли???
mate
02.11.2007 21:14
лЁдчик:

Выравнивание, грубо говоря, это когда самолёт должен лететь параллельно земле на высоте ~1 м. Далее самолёт начинает терять скорость и снижаться. Вот тут и надо плавным движением создать посадочное положение, тогда никакого взмывания не будет.


т. е. что получается ?

1)"""Когда самолёт должен лететь параллельно земле на высоте ~1 м.""

Когда притираем к земле тангаж какой? Параллельно земле или к концу глиссады уже делаем тот что нужно угол ? - как на 154 - нос уже вверх.
Что со скоростью в процессе притирания - выдерживаем определённую или падает уже в этот момент ?

2) Притерли - идем параллельно земле - высота не меняется положение самолёта тоже, допустим.

""Далее самолёт начинает терять скорость и снижаться. Вот тут и надо плавным движением создать посадочное положение, ""

Терять скорость ? Чем гасим ? Обороты убираем ? Закрылки, итерцепторы, положительный тангаж ??? - и вот тут то он и взмоет !!

Сорри, но пока что не укладывается четкой картинки в голове.

а в РЛЭ на этот счет что гласит ?
Есть четкие рекомендации по типу или это больше "дело наживное" ?
sww
02.11.2007 21:14
Злесь походу парень промахнулся с заходом, как видно над торцом метров сорок.Вот и пытается уложиться.
mate
02.11.2007 21:21
На большой технике не очень-то принято на выравнивании рулями шуровать, заранее посадочное положение создается.




Еще версия:

заранее на глиссаде создаём посадочное положение опперируя величинами скоростью оборотами и тангажем. И вертикальную выдерживаем разумеется. Короче уравновесили эти составляющие - снижаемся.

(Это верно ? Или ошибка ? )

Земля. Торец. Предположим что всё сделали правильно -высота-скорость в норме. Вот тут что ? Если положение уже посадочное как выше написано, то что ещё ?
Irbis
02.11.2007 21:26
"mate:

Ну, боян так боян - я например сегодня только увидел...

Но дело не в этом.

Не могу понять: садимся - штурвал придерживаем на себя для придания посадочного положения - руль высоты работает - неизбежно ж должен взмыть ? в чем тут суть - растолкуйте ???

пока что в голову приходит одно решение - ДО всех эти операций с выравниванием выдержать соответствующую посадочную скорость... или тут в другом фишка ????"

Приветствую! :-) Значит, тут такое дело. То, что скорость на глиссаде нужно выдерживать ОЧЕНЬ ТОЧНО - это как бы не обсуждается. На выравнивании (начинается на высоте 6-8 м) убираем гас и начинаем тянуть - с тем расчетом, чтобы самолет вышел в горизонтальный полет на высоте 1 м. Дальше начнется выдержививание. Здесь мы почти ничего не делаем, он будет снижаться (скорость-то падает), а мы ему не мешаем - разве что потихоньку подтягиваем, не позволяя ему разгонять слишком большую вертикальную (чтобы не грохнулся) и создаем в то же время т.н. посадочное положение с гордо поднятой передней стойкой. Если все сделано правильно, то к высоте 0.15-0.22 м он подходит уже в нем, мы замираем, он спрыгивает на землю и катится под аплодисменты зрителей. Это как бы классика. Есть еще негласное правило - для гарантии безопасной посадки на основные (не на переднюю!!!) штурвал (ручка) ручка берется ТОЛЬКО на себя. Если снижение прекратилось - нужно просто задержать, от себя отдавать нельзя, иначе как раз и будет козел. Если он вообще взмыл, то тоже надо замереть. Но иногда правило все-таки нарушают - чуть-чуть задавливают его от себя и потом обратно добирают. Здесь, понятно, нужна осторожность. Так что если он все таки взмыл, и высоко, и ничего не помогает - второй круг однозначно
Как-то так
лЁдчик
02.11.2007 21:33
mate:
Про большие самолёты сказать ничего не могу. Но это основополагающие принципы.

Из РЛЭ Як-52
4.4.2. На высоте 5-6 м, плавно подбирая ручку управления на себя, начать выравнивание с таким темпом, чтобы на высоте 0, 75-1 м вывести самолет из угла планирования. Одновременно с началом выравнивания плавно уменьшить наддув с таким расчетом, чтобы к моменту вывода самолета из угла планирования на высоте 0, 75-1 м рычаг газа был убран полностью на себя. Чем быстрее приближается земля, тем энергичнее должно быть движение ручкой управления на себя.
http://yak52.narod.ru/rle/yak5 ...

По второму вопросу. Скорость падает сама. Газ уже убран, механизация в посадочном положении создаёт дополнительное лобовое сопротивление. Скорость активно падает, самолёт "просаживается", ручку (штурвал) на себя. Нос поднимается, сопротивление воздуха растёт, касаемся основными стойками и покатились. На больших после касания выпускают интерцепторы, а после того, как опустят переднюю стойку врубают РЕВЕРС.
РЕВЕРС
02.11.2007 21:35
2Аноним: Реверс, ты кажется на Ил (е) летаешь, ну и че он его тыкает, ведь подвел же более менее, пьяный что ли???

http://www.youtube.com/watch?v ...
Это видео: фирменная посадка лётчика-испытателя КБ Ильюшина Закирова Игоря Рауфовича, что-то вроде его личного автографа - росписи.
02.11.2007 21:36
Все правильно Барс! Только есть самоли, для которых выдерживание практически не сушествует, не летучи они на посадке.
sww
02.11.2007 21:37
2Irbis: Вы с какого детсного сала.На выравнивании при взмывании штурвал от себя не отдают.Это у любого летчика вбито с первого вывозного полета.
denokan
02.11.2007 22:39
На больших самолетах выдерживание не рекомендуется - из-за увеличения длины посадочной дистанции. Поэтому выравнивание - это процесс создания посадочного положения, с одновременным уменьшением тяги.

В идеале касание с ВПП должно совпадать с установкой в МГ. У автопилота Б-737, в те разы, когда ему доверяют посадку это получается на ура :) Залюбуешься.
лЁдчик
02.11.2007 22:42
Денис, а вот интересно. Когда посадка происходит в автоматическом режиме автопилот после касания отключают или оттормаживается тоже в автомате? То есть каковы действия пилота после касания?
02.11.2007 22:46
Это видео: фирменная посадка лётчика-испытателя КБ Ильюшина Закирова Игоря Рауфовича, что-то вроде его личного автографа - росписи.

Весь мировой инет под впечатлением от этой росписи
mate
02.11.2007 22:51
Irbis - приветствую )

почитал тут рлэ 154б немного - там как бы четких рекомендациий нет, или мало читал пока.. - там всё больше на форсмажорные ситуации акцент.

своими словами попытаюсь отрезюмировать как понял - получается:

На глиссаде - уравновесили самолёт в определённом положении сочетанием режима и плоскостей (обобщая) - снижаемся с установившейся горизонтальной и вертикальной V.

Далее - пролетев торец, убираем обороты и выбираем на себя немного - ровно настолько что бы не провалиться - режим то убран - и в то же время не подскочить от этого "на себя". Результат действия - придаём посадочное положение и умешьшая тем самым вертикальную V.

Если все сделано грамотно - тангаж увеличился, вертикальная V упала до приемлемого значения - соответственно (увеличение тангажа и уборка режима) начинает падать и горизонтальная V, а с ней и подъёмная сила = высота. Выдерживаем (или сразу же как Денокан пишет)- касаемся в нормальной позиции.

Верно разобрался или ещё нет ? Поправьте плиз, если нет так что представляю.
Якорь на цепи
02.11.2007 22:57
Точно- кто то хочет угнать птелидахтель!
denokan
02.11.2007 22:58
лЁдчик:

Денис, а вот интересно. Когда посадка происходит в автоматическом режиме автопилот после касания отключают или оттормаживается тоже в автомате? То есть каковы действия пилота после касания?

---

На 737 пробег после автоленда выполняет пилот. Поэтому его действия - отключить автопилот и автомат тяги после посадки. А автоматическое торможение - это отдельная система, используется постоянно (но можно и не включать ее, что не рекомендуется).

Есть самолеты (А-320, например), которые и пробег способны выполнять в автоматическом режиме.
02.11.2007 23:03
Верно разобрался или ещё нет ? Поправьте плиз, если нет так что представляю

Самый что ни на есть общий ход мыслей верен. Но в частностях ошибка на ошибке. Начнем с того, что каждый тип самолета имеет свою, отличную от других технологию приземления. ТУ-154 -одну, а B-737-500 другую...
Самолет должен приземлиться с вертикальной близкой нулю нулю, с углом атаки не совместимым с горизонтальным полетом, на скорости до высоты начала выранивания Vсв*1, 3, в зоне приземления, с пересечением торца на установленной высоте.
На разных типах это достигается по разному.

denokan
02.11.2007 23:10
Неверно разобрался.

А ведь там написано однозначно:) (почему смайлики - потому что однозначная методика может быть только в лабораторных условиях)

"На высоте 6-4 метра приступить к выравниванию с одновременным уменьшением до МГ".

Пролет торца - это 10-20 метров. Если там газы прибрать, то это не Ту-154, а Ил-62 какой-то.

На Ту-154 в лучшем случае при таком подходе - это посадка со вглядом на Луну, т.е., с огромным тангажом - в худшем - очень грубая посадка.
sww
02.11.2007 23:14
2лЁдчик:
Как правило автопилот не оттормаживается, а оттопыривается , думаю денокан согласится.Ну а дальше не согласен.

Поэтому выравнивание - это процесс создания посадочного положения, с одновременным уменьшением тяги.

В идеале касание с ВПП должно совпадать с установкой в МГ. У автопилота Б-737, в те разы, когда ему доверяют посадку это получается на ура :) Залюбуешься.
Например на ИЛ-76 это по-другому
denokan
02.11.2007 23:26
На Ту-154 тоже по-другому. Как РУД ни ставь в МГ - резко или плавно, режим все равно с одной скоростью на малый перейдет. А на 737 - практически за РУД тяга уменьшается.

Конечно, у каждого самолета свои особенности.
лЁдчик
02.11.2007 23:38
sww:

2лЁдчик:
Как правило автопилот не оттормаживается, а оттопыривается

В "Аншлаге" не выступаешь?
mate
02.11.2007 23:46
А ведь там написано однозначно:) (почему смайлики - потому что однозначная методика может быть только в лабораторных условиях)

Понятно Денокан )я вот такое лаюораторное объяснение и хотел получить на этом этапа, а делее уже пошли цифры и детали в зависимости от типа ВС - его веса и ообенностей поведения. Я пока так глубоко не копаю - и вы же, летчики на разные типы переучиваетесь специально. До того я просто вообще плохо представлял этот процесс. Теперь начинает проясняться. Хотелось прояснить общий принцип. Например что от себя давать нельзя или пытаться прекратить козление вручную - штурвалом.

Поэтому выравнивание - это процесс создания посадочного положения, с одновременным уменьшением тяги.

Говоря о выравнивании подразумевается что мы уже в районе торца (я так понял) - а возможна ли в принципе ситуация когда посадочное положение (имею в виду тангаж) и соответствующая вертикальная достигается ещё на глиссаде и после пролёта торца и достижении необходимой высоты просто убираем режим и...все ?
sww
02.11.2007 23:48
Пытался, не берут , не понимают что такое оттормаживаться
лЁдчик
02.11.2007 23:52
Учи олбанский!
denokan
02.11.2007 23:57
Говоря о выравнивании подразумевается что мы уже в районе торца (я так понял) - а возможна ли в принципе ситуация когда посадочное положение (имею в виду тангаж) и соответствующая вертикальная достигается ещё на глиссаде и после пролёта торца и достижении необходимой высоты просто убираем режим и...все ?

---

С подобранной на глиссаде вертикальной в теории необходимо лететь до высоты начала выравнивания. После чего - см. выше.
Irbis
03.11.2007 01:53
"denokan:

На больших самолетах выдерживание не рекомендуется - из-за увеличения длины посадочной дистанции.
...На Ту-154 в лучшем случае при таком подходе - это посадка со вглядом на Луну, т.е., с огромным тангажом - в худшем - очень грубая посадка."

Денис, привет! То есть, как я понял, они садятся на скорости значительно больше сваливания, и если бы его не притерли, то он мог бы лететь еще и лететь? А выравнивание продолжается от высоты 6-4 м до... нуля? 8-0))
Я себе этот процесс представляю так: выравнивают как обычно, но не совсем в горизонт, а с каким-то остаточным углом снижения. Ну а дальше, видимо, по ситуации, чтобы вертикальная/угол тангажа были такие, какие надо. Логично? Только зачем, мне непонятно, они газ так долго убирают - все выравнивание. Боятсо?
Irbis
03.11.2007 02:47
"mate:

Irbis - приветствую )

почитал тут рлэ 154б немного - там как бы четких рекомендациий нет, или мало читал пока.. - там всё больше на форсмажорные ситуации акцент."

Ту-154 - это очень необычный самолет, там вообще все для гурманов :)). Например, выравнивание выполняется взятием штурвала на себя с непременным возвращением его обратно. А в другой раз (при определенном сочетании условий) его может вообще не быть, а чтобы самолет преодолел воздушную подушку и уселся, его задавливают к земле штурвалом "от себя". И получается нормальная посадка. Для меня все это, честно говоря, пока непостижимо :))

"Говоря о выравнивании подразумевается что мы уже в районе торца (я так понял) - а возможна ли в принципе ситуация когда посадочное положение (имею в виду тангаж) и соответствующая вертикальная достигается ещё на глиссаде и после пролёта торца и достижении необходимой высоты просто убираем режим и...все ?"

Мы будем уже над полосой, над торцем высота 15 метров приблизительно, и это будет еще глиссада. А такая посадка возможна, допустим, на истребителе МиГ-21. Углы атаки (и соответственно тангажа) на глиссаде там огромные, скорость тоже, причем она постоянно меняется, это для них нормально. Поэтому нос он начинает поднимать еще над ближним, а само приземление выглядит так, что когда летчик краем глаза видит нечто серое (полосу), он ставит МГ и получает по точке опоры. Все три события укладываются примерно в одну секунду

ЗЫ Посмотрел первый ролик - это жесть, конечно. Во-первых, это явно высоко, там не нужно было такого выравнивания. Во-вторых, скорость, хотя ему говорили. В-третьих, глиссады просто не было, а когда увидел (уже над торцем), где находится, взял и просто его отпустил. Он, естественно, шарахнулся, и не долго думая, воспарил - скорости-то вагон. Ну а дальше - просто нормальный, доброкачественный козел, все как положено.

ЗЗЫ http://www.youtube.com/watch?v ... - Игорь Рауфович здесь тоже разогнался как ацкий сотона. На пустом-то самолете!!
03.11.2007 03:42
Найди по яндексу "практика полетов на самолете ту-154" ершова, там накопаешь.
Якорь на цепи
03.11.2007 07:41
Кто летал в Афганистане, вот там посложнее было.Ну ладно мы на трубах и в основном садились с круга. На 3-м Н-1500м, на 4-м 500-800м и пикируешь в Ближний. И какое тут посадочное положение? А вот на Ан-12, смотреть было страшно, думаешь не сядет. Груженый, упрет рыло в землю, ну думаешь не выровняет. Ан нет, в основном все садились нормвльно. Нужно отдать должное этим доблесным летчикам.
Как говорят- мастерство не пропьешь. А иначе рискуешь попасть под "автоген"(ДШК), а то и Стингер в зад влетит.
Джавдет
03.11.2007 08:01
Мыло-мочало!
Скока можно про ЭТО тереть, причём многократно с небольшими перерывами???
У каждого типа есть свои особенности....
Начали с турболёпа и понеслись галопом;ЯКи, ТУполя, ИЛы, БОяНы и т.д. и т.п.
Чё конкретно ровнять то хотите, mate, или просто так - по 3.14здеть!?!?!
03.11.2007 08:08
Джавдету- конечно 3, 14....
Джавдет
03.11.2007 08:41
2 :
Тады, ой ;-)
Вот и мои 3 копейки 8-)
Лячу это, я лячу на А/пилоте, да видать подустал от яухин не делания, задремал ...
Тут мне коллега как в ухо заорёт " эй ты 3.14зда - выравнивай!" Я естественно, рефлекторно, органы управления на себя и самоль уже на полосе.
Вот так собственно и происходит выравнивание.
Причём каждый раз - стабильность, признак мастерства !!!
denokan
03.11.2007 08:51
Irbis:

"denokan:

На больших самолетах выдерживание не рекомендуется - из-за увеличения длины посадочной дистанции.
...На Ту-154 в лучшем случае при таком подходе - это посадка со вглядом на Луну, т.е., с огромным тангажом - в худшем - очень грубая посадка."

Денис, привет! То есть, как я понял, они садятся на скорости значительно больше сваливания, и если бы его не притерли, то он мог бы лететь еще и лететь? А выравнивание продолжается от высоты 6-4 м до... нуля? 8-0))
Я себе этот процесс представляю так: выравнивают как обычно, но не совсем в горизонт, а с каким-то остаточным углом снижения. Ну а дальше, видимо, по ситуации, чтобы вертикальная/угол тангажа были такие, какие надо. Логично? Только зачем, мне непонятно, они газ так долго убирают - все выравнивание. Боятсо?

---

Если брать Ту-154, то в идеале, скорость касания на 5-10 км/ч меньше скорости пролета торца, в данном случае - Vref, которая равна 1.3 от скорости начала сваливания. Т.е., запас, конечно, есть.

Касание, конечно, не из горизонтального полета происходит, а со снижением.

Почему "газ так долго убирают"? Ну, во-первых, резко прибирать - это и на Ан-2 некрасиво. Во-вторых, если на 737 прибрать одним махом, то из-за нижнего расположения движков будет значительный пикирующий момент. А оно нам надо на высоте 3 метра?
MAX
03.11.2007 09:10
Всем доброго времени суток!

Хочу добавить, что методика посадки/выравниывания зависит не только от конкретноко типа ВС, но и от "почерка" конкретного пилота (кто-то выравнивает постепенно и заранее, кто-то выхватывает в последний момент, кто-то выравнивает как бы в два этапа и т.д.) У каждого опытного пилота посадка - это его фирменный стиль, который во многом сохраняется от типа к типу.
И от ситуации. Например, посадка на ограниченную полосу. Наиболее яркий - на палубу. Там по глиссаде идут на парашютировании (на возможно меньшей скорости), и пасадку производят вообще без выравнивания.
Серж
03.11.2007 11:22
почерк к сожалению не есть признак мастерства. в зависимости от конкретных условий профиль меняется.
хорошая посадка начинается ещё на глиссаде.
а выравнивать можно штурвалом как от себя так и на себя или вообще зафиксировав его и плавно поставив мг. это на самом деле непринципиально. и техника выполнения естественно зависит от типа. вот на ан-12 или 24 действительно требуется мастерство.
РЕВЕРС
03.11.2007 13:01
2Irbis: ЗЗЫ http://www.youtube.com/watch?v ... - Игорь Рауфович здесь тоже разогнался как ацкий сотона. На пустом-то самолете!!

Ну что быть таким тупым? Я же сказал, что это же элемент шоу, который он выполнял при демонстрации возможностей Ил-76 на выставках. Покажи мне ещё такого лётчика, который тоже самое выполнит и не поломает переднюю стойку?
са
03.11.2007 15:57
Посадок с такой ошибкой - великое множество. Из-за малого опыта и нне правельного определения высоты выравнивания или специльно прижимают из-за большой скорости, иначе перелёт. Стойки не ломаются(слава советским сталеварам) хотя на медни на туполе серьгу погнули. В этой посадке впечатляет, как пилот совладал с козлом, явно не курсант с предидущей ссылки.
Владимир
03.11.2007 16:25
"Граждане" - в кадре классический "козел" на посадке. То есть повторное отделение самолета от земли при посадке на повышенной скорости или несоразмерном движении РУ (штурвала) на себя в момент касания ВПП. Как исправлять - задержать РУ и по мере снижения к земле плавно создать посадочное положение. Для новеньких - просто задержать штурвал, самолет потеряет скорость и сам плюхнется (при этом язык высовывать не рекомендуется - можно откусить).
РЕВЕРС
03.11.2007 16:31
2са:
всё правельно аналитегу говришь. Есчо одно дупло вылезло.
Дембель с Флэнкера 2.5
03.11.2007 16:42
http://www.youtube.com/watch?v ...
А вы читали, что янкесы написали в комментах?
1) Руссие так ищут водку
2) Не умеют летать
3) Они всегда так приземляются
4) Ил-76 отстой, а С-17 вещь!
5)Ил-76 Уродлив, а С-5 вещь!
И так четыре страницы...
Ответим хлопцам из Пиндостана? :-)
Irbis
03.11.2007 16:43
"denokan: Если брать Ту-154, то в идеале, скорость касания на 5-10 км/ч меньше скорости пролета торца, в данном случае"

Всего! Суть классической-то посадки как раз в том, чтобы на выдерживании погасить скорость так, чтобы он после приземления не мог уже лететь в принципе. Допустим, на Як-52 торец мы пролетим на 160, приземлимся на 120 и это будет ровно скорость сваливания. Интересно, а у 737 такая же маленькая разница?

"Почему "газ так долго убирают"? Ну, во-первых, резко прибирать - это и на Ан-2 некрасиво. Во-вторых, если на 737 прибрать одним махом, то из-за нижнего расположения движков будет значительный пикирующий момент. А оно нам надо на высоте 3 метра?"

Но ведь и неудобно же, с другой стороны, одной левой самолет сажать - Ан-2 тот же, которым в одно лицо управляют и слева. Хотя из салона это хорошо воспринимается, не скрою. Когда выравнивание, когда чего - тайна сия великая есть
Irbis
03.11.2007 16:49
"РЕВЕРС:

2са:
всё правельно аналитегу говришь."

Я как раз благодарный зритель, а не аналитег. Но это очень странное шоу, если весь мир говорит кг/ам, а у посвещенного (т. е. непосвещенного, что это именно шоу) наблюдателя яйца седеют.
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru