Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

МПК-13И-5 непонятная вещь

 ↓ ВНИЗ

12

RA3TAW
Старожил форума
17.04.2014 19:21
строю радиолюбительскую вращающуюся КВ антенну. решил приспособить к этому делу авиационный механизм МПК-13И-5.
на нем есть крышка с надписью "доступ к кулачковому механизму". под крышкой - кулачковый механизм с двумя кулачками и двумя кнопочными переключателями. как он работает, понятно. но для моих целей не нужен, поэтому удалил и поставил вместо кулачков многооборотный переменный резистор как датчик положения антенны. проблема в другом. выше кулачкового механизма там есть еще один механизм, с двумя мощными пружинами. и два кнопочных переключателя. которые, по логике вещей, когда-то при каких обстоятельствах, должны срабатывать. но вот при каких именно? сколько ни крутил мотор в обе стороны, ничего с этим подпружиненным механизмом не происходит. что же, он ЗРЯ там стоит? такого не может быть. МПК неисправен? это вряд ли, он даже нисколько не пользованный, состояние нового. интерес мой тут не праздное любопытство. мне еще нужен ограничитель поворота - не более 360 градусов, чтобы не наматывался на мачту кабель, питающий антенну. и вот этот подпружиненный механизм очень похож на то, что мне надо. при его движении вправо-влево соответствующие кнопочные переключатели разрывают цепь питания двигателя. вот как раз что и надо. но не работает, зараза, не дивгается этот вправо-влево привод НИКОГДА. может быть, кто-то из авиатехников, работающих с таким железом, расскажет мне, что тут к чему в этом механизме. весь интернет перерыл, ничего конкретного про внутреннее устройство МПК не нашел. если не разберусь, так и придется концевые выключатели ставить снаружи, а это чревато снижением надежности изделия.
Arkan
Старожил форума
17.04.2014 19:41
может это защита от заклинивания / перегруза?

выход заклинен, концевики срабатывают и отключают питание с двигателя, чтоб не сгорел.

dinja
Старожил форума
17.04.2014 20:00
В.С. Марусенко, В.М. Теслюк, Ю.И. Титоренко


КОНСТРУКЦИЯ И ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
САМОЛЕТА Ан-26




9.2.2. Система автоматического регулирования
температуры воздуха в кабине (АРТ-56-6)

Устройство системы


смесительный кран 9, предназначенный для смешивания холодного, теплого и горячего воздуха в пропорции заданной САРТ. Управление заслонкой крана осуществляется электромеханизмом МПК-13 БТВ. В электромеханизме имеются концевые выключатели, которые выключают электромеханизм при крайних положениях заслонки, а также при положении заслонки 10+5  и меньше от крайнего положения “холод“, выдают сигнал на переключение распределительного крана системы распределения воздуха по коробам. Управление краном осуществляется вручную со щитка управления СКВ или автоматически термореле ограничения температуры, блоками управления и синхронизации САРТ. Установлен на нижней крышке капота мотогондолы двигателя;
авиатырь
Старожил форума
17.04.2014 21:07
Отключение по предельному усилию на валу.
авиатырь
Старожил форума
17.04.2014 21:28
Если отключить регулирующие кулачки и установить механический упор, то отключаться механизм будет по усилию +/-360 градусов поворота антенны. Боюсь соврать, нужен эксперимент.
Фотограф
Старожил форума
17.04.2014 22:06
RA3TAW:

У меня вот такое поворотное устройство:
http://www.radioscanner.ru/rat ...

Ограничение сделал механическое. Отключение питания на двигатель немного "хитрое". Поворотку запитал через низкоомное реле РЭС-47. Пока есть возможность свободного вращения, реле не срабатывает. Если дело дошло до механического ограничителя, ток через реле возрастает, оно срабатывает и контакты реле разрывают цепь питания. Сработает в любом случае, даже если зацепился антенный фидер, наледь на поворотке и т.д.
Т.Е. считаю, что это надёжней, чем ставить "концевики" на мачте.
чибис
Старожил форума
18.04.2014 07:24
Вопрос не потеме, но все же сможете ли сказать, как радиолюбители относятся к RD3A. т.е. к Валерию Комарову, миллионеру имеющему самую мощную любительскую радиостанцию в России?
RA3TAW
Старожил форума
18.04.2014 11:02
искренне благодарю всех откликнувшихся!
"может это защита от заклинивания / перегруза?" - да, по-видимому, именно так и есть. единственное, чего я не делал, это не пытался затормозить вал (вообще сделать это сложно, обороты низкие, а усилие на валу большое. по крайней мере я убедился, что если бы срабатывание произошло, то концевые выключатели В601 разорвали бы цепь питания мотора.

МПК-13 БТВ это видимо немного другой механизм нежели мпк-13И-5. МПК много разных и применяются в разных местах.

"Если отключить регулирующие кулачки и установить механический упор, то отключаться механизм будет по усилию +/-360 градусов поворота антенны. Боюсь соврать, нужен эксперимент". - да, наверное, так получится. спрашновато как-то - неизвестно, что раньше
произойдет, отключение, или механизм успеет сломать упор. в самом деле, нужен эксперимент.

"Если дело дошло до механического ограничителя, ток через реле возрастает, оно срабатывает и контакты реле разрывают цепь питания". - очень интересная идея!!! сначала я хотел ставить концевые вроде В601 снаружи. потом прочитал на другом авиафоруме, что они ненадежны, даже внутри МПК. порой бортмеханикам приходится "стучать пассатижами" по корпусу МПК, чтобы восстановить контакт. и как же они себя поведут вне корпуса МПК, при их негерметичности? хорошего ожидать не приходится. потом думал о том, чтобы поставить поворотный магнит и пару герконов в качестве датчиков крайних положений. а тут крайне интересная идея, электрического устройства. без лишних механических работ. спасибо, Фотограф!

и, наконец, по вопросу "не по теме". ну я не могу говорить от лица всех или многих радиолюбителей, никто меня не уполномочивал на это. вообще, я сам не спортсмен и все эти спортивные "понты" плохо понимаю. занимаюсь немного констурированием, немного ДХингом. ну вообще, как отнесутся рыбаки с удочками к браконьеру, который глушит рыбу динамитом? думаю, понять нетрудно. кстати, писали о том, что соревнования на КВ давно превратились из соревнований людей в соревнование технических "сетапов". то есть можно сразу составить список участников с указанием у кого какие антенны и мощность передатчика, и на основании этого присваивать места без проведения самих соревнований. если бы поставить условие - у всех одинаковые антенны и одинаковая мощность (пусть 100 ватт, пусть киловатт), то это было бы состязание людей, а не техники. но, видимо, в настоящее время это нереально. что касается конкретно RD3A я до сего дня и не знал про него ничего. сейчас глянул в гугле. нашел вот это http://wikimapia.org/21589135/ ... и в особенности вот это http://contesting.at-communica ... . да уж, "победить любой ценой" в спорте это, на мой взгляд, просто "суета сует и всяческая суета". это же не война, где действительно стоит вопрос "победа или смерть". какой в таких победах смысл? не вижу никакого. с чем-то подобным в радиолюбительской среде уже приходилось сталкиваться. все мы люди, все мы человеки грешные. в чем-то одинаковые, в чем-то разные. часто нам друг друга не понять, и уж во всяком случае, не перевоспитать, это точно.
всем авиаторам и радиолюбителям - 73 (наилучшие пожелания, на радиожаргоне).
RA3TAW
Старожил форума
18.04.2014 15:28
уважаемый Фотограф! все-таки один момент я не понял. предполагается, что электродвигатель, обмотка реле и нормально-замкнутый контакт реле - все это включено в последовательную цепь? но тогда что получается. вот редуктор дошел до крайнего положения, уперся... ток возрос, сработало реле, разомкнуло контакты, ток прекратился. а дальше? контакты реле вернулись в свое нормально-замкнутое состояние, опять потек ток, электродвигатель заработал, но ток велик, реле опять сработало... то есть, если оператор задумался и продолжает удерживать нажатой кнопку, которая запускает вращение вправо (или влево, неважно, не замечая, что система дошла до упора, до крайнего положения, то в системе должны возникнуть "автоколебания". реле будет, вероятно, непрерывно "трещать" пока нажата кнопка. как-то это не очень хорошо. при разработке технических систем стараются придерживаться принципа fool proof - защита от нежелательно воздействия, или "защита от дурака". "дурак" всегда найдется, было бы чего сломать... тогда надо бы какую-то задержку, что ли, сделать.. как минимум конденсатор большой емкости в параллель к обмотке реле. чтобы оно срабатывало и отпускало не "мгновенно". или, лучше, уже кукую-то электронную систему с датчиком тока в виде резистора малого сопротивления, включенного последовательно в цепь питания мотора. в то же время излишне всё усложнять тоже не хотелось бы.
то есть - нельзя ли рассказать чуть подробнее, как это сделано и как работает у Вас?
оптимально было бы, чтобы при достижении крайнего положения движение в том же направлении становилось бы полностью невозможным, а был возможен только реверс, в обратную сторону, до другого крайнего положения.
или какое-то реле "с защелкой" двустабильное типа поляризованного.....
.
RA3TAW
Старожил форума
18.04.2014 16:16
двигатель МПК-13И-5 даже при питании от 12 вольт (номинал - 27) кушает ток около 1 Ампера. при номинале будет еще больше. а при торможении еще и больше того. реле РЭС-47 разных паспортов имеют токи срабатывания от 21 до 86 миллиампер. "амперных" реле такого типа видимо не существует. то есть как минимум их надо чем-то шунтировать, чтобы не срабатывали сразу при запуске.
авиатырь
Старожил форума
18.04.2014 17:22
А если на герконах, магнитик подъехал, цепь и разомкнулась, через реле естессьно. Да и надо оно Вам, если будет указатель положения? Не карусель ведь.
Бизарт
Старожил форума
18.04.2014 17:55
Фотограф:
У меня вот такое поворотное устройство:
http://www.radioscanner.ru/rat ...

- "По случаю удалось приобрести данное изделие. Описания не было, пришлось изучать самостоятельно".

Уважаемый "Фотограф". "По случаю".... это как?
lednab
Старожил форума
18.04.2014 20:50
то RA3TAW:
----
По моему Вы лукавите, описывая свои злоключения. Вначале пишете что " удалил и поставил вместо кулачков ", а потом у Вас устройство выглядит " он даже нисколько не пользованный, состояние нового."
Уж скажите честно, что надеетесь раздобыться "по случаю" рецептом "прилады" с минимумом проводов на улицу.
Если я ошибся, то рекомендую в натуре или мысленно вернуть устройство в "состояние нового" и тогда вероятно выяснится, какая пимпочка должна давить на "кнопочные переключатели".Кстати! Кнопочными называются электромеханические устройства приводимые в действие мануально (пальцАми). А неподалёку от кулачковых механизмов обычно тулятся концевые переключатели.
Ежели же Вас интересуют решения без лишних проводов на крыше, то предлагаю два варианта:
1. Если вы умелый радист, то не составит труда в удобном месте расщепить сигнал с резистивного датчика положения антенны и на паре микросхем сваять триггерную логику.
2. Если - электомеханик, то позаимствуйте рациональное зерно из совета Фотографа. Только имейте в виду, что "у него там не закрытый, а открытый перелом" Короче, придётся тоже слегка поколдовать. Релюшек, причём самых слаботочных, а не амперОвых потребуется две. Садить их ессно придётся на шунт последовательный с двигателем. Чтобы разделить их функции при реверсе, последовательно с каждой катушкой воткнуть по диоду, в разные плюсом стороны ессно.
Далее, самое смешное. У релюшек как правило есть уйма контактов, а Вам для коммутации двигателя нужен всего один (силовой) Так используйте ещё один (перекидной) что бы в момент срабатывания защиты питание катушки отцеплялось одним концом от шунта , и перекидывалось на подходящую по полярности клемму источника, но через резистор достаточный для удержания этого реле на (самоподхвате), иначе забыв свою технику на ночь в заблокированном положении можете отравиться угарным газом.
Что бы застраховаться от автоколебаний, запаралельте катушки реле конденсаторами, ёмкость которых должна с одной стороны обеспечивать страховку от ложных срабатываний по пусковому току, а с другой, чтобы быстродействие блокировки исключало сворачивание шеи всему Вашему устройству. С вольтажом конденсаторов не экономьте, так как при каммутации многовитковой катушки вылезают нехилые импульсы, пагубные для электролитиков.
При наличиии навыков монтажа всю эту бодягу можно упаковать в объём сигаретной пачки, а на улицу пойдут только 2 провода на движок.
Фотограф
Старожил форума
19.04.2014 12:19
"По случаю".... это как?
2 Бизарт:

В конце прошлого века, в эпоху развитого социализма (зачёркнуто) СиБизма продавали на "торгово-закупочном" 16-ом канале сетки "С" Россия это поворотное устройство. Я отозвался и благополучно купил.

*****

А если на герконах, магнитик подъехал, цепь и разомкнулась, через реле естессьно.
2 авиатырь:

Всю свою долгую жизнь считал, что герконы очень надёжные. До тех пор, пока в соседний с моим домом железобетонный столб с электрическими проводами ударила молния. Результат - в нескольких домах "сгорели" телевизоры (которые владельцы оставили в дежурном режиме на ночь), у соседа две видеокамеры вместе с блоками питания. У меня геркон "умер" навсегда - остался в замкнутом состоянии. Поэтому и решил применить реле.
Ещё в юношеские годы были хорошие "учителя" - довелось обслуживать телефонную связь. В ТЕ годы она была целиком на реле и шаговых искателях. Если реле работает в пределах паспортных допусков, то надёжность у него очень большая.


Фотограф
Старожил форума
19.04.2014 12:34
нельзя ли рассказать чуть подробнее, как это сделано и как работает у Вас?
оптимально было бы, чтобы при достижении крайнего положения движение в том же направлении становилось бы полностью невозможным, а был возможен только реверс, в обратную сторону, до другого крайнего положения.
или какое-то реле "с защелкой" двустабильное типа поляризованного.....
2 RA3TAW:

Надо найти схему. У меня как раз и был реверс, при достижении поворотным устройством крайнего положения. На "поворотке" стоял "Двойной квадрат" на СиБи диапазон. Огромная конструкция, объёмом 8 кубических метров и весом килограмм 20.
У данной "поворотки" есть ещё один замечательный плюс: двигатель постоянного тока, в состоянии "покоя" его можно "закоротить" и тогда резко увеличивается усилие на то, чтобы его "провернуть". Ни один ветер не сможет сдвинуть антенну. Не знаю как и почему, но мой "двойной квадрат" пережил знаменитый московский ураган в конце прошлого века. Наверное, просто повезло.
Фотограф
Старожил форума
19.04.2014 12:34
нельзя ли рассказать чуть подробнее, как это сделано и как работает у Вас?
оптимально было бы, чтобы при достижении крайнего положения движение в том же направлении становилось бы полностью невозможным, а был возможен только реверс, в обратную сторону, до другого крайнего положения.
или какое-то реле "с защелкой" двустабильное типа поляризованного.....
2 RA3TAW:

Надо найти схему. У меня как раз и был реверс, при достижении поворотным устройством крайнего положения. На "поворотке" стоял "Двойной квадрат" на СиБи диапазон. Огромная конструкция, объёмом 8 кубических метров и весом килограмм 20.
У данной "поворотки" есть ещё один замечательный плюс: двигатель постоянного тока, в состоянии "покоя" его можно "закоротить" и тогда резко увеличивается усилие на то, чтобы его "провернуть". Ни один ветер не сможет сдвинуть антенну. Не знаю как и почему, но мой "двойной квадрат" пережил знаменитый московский ураган в конце прошлого века. Наверное, просто повезло.
авиатырь
Старожил форума
20.04.2014 03:53
Фотографу:
имхо, Ваша идея (и коменты lednaba)отключением по току более надежна и, самое главное, проста в изготовлении. Остается лишь посчитать схемку, чем городить концевики(герконы) на поворотной платформе. Как говорил один мой товарищ радиолюбитель: самое сложное-это красиво изготовить корпус изделия, на это не остается не времени, не терпения.
Фотограф
Старожил форума
20.04.2014 12:33
Как говорил один мой товарищ радиолюбитель: самое сложное-это красиво изготовить корпус изделия, на это не остается не времени, не терпения.
2 авиатырь:

Как точно он сказал!!!
Конструирую радиолюбительские "штучки" более 40 лет(!!!)
ТОГДА вообще не продавались корпуса для радиоаппаратуры или более-менее подходящие коробочки.

*****

Если - электомеханик, то позаимствуйте рациональное зерно из совета Фотографа. Только имейте в виду, что "у него там не закрытый, а открытый перелом" Короче, придётся тоже слегка поколдовать.
2 lednab:

В реле РЭС-47 две пары контактов на переключение. Т.Е. можно сделать всё, что угодно.
lednab
Старожил форума
20.04.2014 19:36
то Фотограф.
Под "открытым переломом" я подразумевал лишь то, что одной релюшкой и одним контактом хлопцу не обойтись. Так что мы друг другу не противоречим.
А коробочки, любые в нашей артели ваялись из фольгированного гетинакса, потом текстолита. стыки, углы пропаивались изнутри. Выходило снаружи симпотно.
Кстати, что то наш любознательный радиолюбитель пропал. Никакой реакции на предложения ветеранов. Но уж раз вылез, дам ещё одну вводную. Имея знакомства среди авиамародёров или доступ к любой иной бортовой технике, можно (по случаю)раздобыться переключателем на три положения БЕЗ фиксации крайних. Тогда сваяв узел реверсирования на нём, можно обойтись без самоподхвата реле через резистор. Этот тумблер в нажатом состоянии на ночь не забудешь.
Фотограф
Старожил форума
20.04.2014 19:44
Имея знакомства среди авиамародёров или доступ к любой иной бортовой технике, можно (по случаю)раздобыться переключателем на три положения БЕЗ фиксации крайних. Тогда сваяв узел реверсирования на нём, можно обойтись без самоподхвата реле через резистор. Этот тумблер в нажатом состоянии на ночь не забудешь.
2 lednab:

У меня было две кнопки типа таких:
http://cdn.elec.ru/_thumb/800x ...

"Поворот влево" и "поворот вправо".

*****

А коробочки, любые в нашей артели ваялись из фольгированного гетинакса, потом текстолита. стыки, углы пропаивались изнутри. Выходило снаружи симпотно.
2 lednab:

Именно так, только красиво всё равно не получалось.
voldemar1966
Старожил форума
20.04.2014 20:32
Э-э , а что же про МПК-13 ?
Что нет описания ?
Отличаются углами срабатывания концевиков , скоростью вращения .
Деталей не помню ...Подзабыл .

А , и еще - там вроде бы один из концевиком работает в импульсном (вкл-откл)
режиме .Могу ошибаться .
sav5013
Старожил форума
20.04.2014 21:27
Блокировка по току, реле или компаратор 339 через шунт, не важно. Питание по фидеру с развязкой по ВЧ - минус лишние провода и вся блокировка стоит дома, не надо бегать на крышу для настройки/ремонта...
RA3TAW
Старожил форума
21.04.2014 08:50
"Кстати, что то наш любознательный радиолюбитель пропал".
поясняю. на днях написал подробный длинный ответ на все, что было сказано другими авторами. но когда отправлял написанное, случился некий глюк, и все пропало. то есть окно с моим текстом закрылось, на странице форума мой текст не появился. писать еще раз то же самое уже не было сил. потом немного "текучка" заела. сейчас уже плохо помню, что именно писал тогда. но по крайней мере читаю, что пишут. думаю, как лучше сделать.
попытался вернуть на место те переключатели, которые отключают мотор при торможении вала. там винты были залиты каким-то клеем, так что пришлось их высверливать. без этого не удалось бы и резистор переменный поставить взамен кулачкового механизма. теперь отпилил от снятой той основы лишнюю часть. остальное с двумя переключателями пытался поставить на место. но уже что-то изменилось. там в исходном состоянии оба переключателя нажаты. а когда срабатывает защита по перегрузке (торможению) сдвигается некая планка, отпускает один из тех переключателей, а он разрывает цепь питания мотора. и вот мне уже не удается поставить "как было". то есть один переключатель оказывается нажатым, другой - нет. вроде ставлю все как и было раньше. в рассверленных отверстиях вместо М3 нарезал резьбу М4. и ставлю на то же самое место. но что-т оуже где-то сдеформировалось. перефразируя тов. Сухова, "МПК, Петруха, дело тонкое".
по-видимому, остается два варианта из числа предложенных выше. либо поставить некий стопор и далее использовать превышение потребляемого тока при стопорении редуктора. либо придумать схему, которая отключает питание мотора просто в каких-то крайних положениях антенны. датчик положения уже есть, и в принципе этого достаточно.
так что осталось еще немного подумать, и чего-то решить окончательно.
RA3TAW
Старожил форума
21.04.2014 09:35
"У меня было две кнопки типа таких:
http://cdn.elec.ru/_thumb/800x ...
"Поворот влево" и "поворот вправо". ".

такие кнопки у меня тоже есть. думаю, что их более чем достаточно.

"коробочки... ваялись из фольгированного ... текстолита...
Именно так, только красиво всё равно не получалось".

а это уж зависит от человека, от "кривизны рук". у меня например не очень-то
красивыми получаются такие вещи. но видел сделанное другими людьми, так всё ровно и
аккуратно.

"Питание по фидеру с развязкой по ВЧ - минус лишние провода и вся блокировка стоит дома, не надо бегать на крышу для настройки/ремонта...".
можно использовать витую пару (8 проводов UTP) которая у меня уже идет на крышу (вместе с кабелями). мне только непонятно, каким образом питание по фидеру может избавить от хождения на крышу, в случае необходимости что-то там подремонтить. вообще-то питание мотора в данном случае не два, а три провода. общий минус, далее один плюс мотор "вправо" и еще один плюс мотор "влево". чтобы ограничиться питанием по фидеру, значит придется делать переполюсовку питания мотора "внизу" и пару диодов на крыше. но все равно нужны еще провода по которым в квартиру передается информация о положении антенны. так что 2-3 проводами не обойтись.
RA3TAW
Старожил форума
21.04.2014 11:36
"По моему Вы лукавите, описывая свои злоключения". ну что Вы, какое лукавство? вообще я "простой, как две копейки". :-)
МПК мне достался действительно в первозданном виде. ни одной царапины на корпусе и т.д. но после проделанных мной манипуляций теперь уже он, конечно, не таков.

"Уж скажите честно, что надеетесь раздобыться "по случаю" рецептом "прилады" с минимумом проводов на улицу". ну вот совсем честно. главная задача при создании темы была такая - узнать, для чего там стоит (кроме кулачкового механизма) еще одна пара "концевиков"? какая пимпочка должна давить - было понятно, но не давила же! а тормознуть вал я не догадался. теперь эта задача давно выполнена, мне тут всё объяснили. а если продолжают давать бесплатные советы, то почему бы и не послушать? собственно, я писать никого не заставляю, "колхоз дело добровольное". соответственно никакой хитрости и криминала со своей стороны не вижу.
lednab
Старожил форума
21.04.2014 17:25
Да, бросьте кокетничать. Ну обратились за советом , так извольте выслушивать всё подряд. А в криминале Вас никто и не упрекал. Но пока мои интуитивные предположения, что вначале всё было подраскурочено, потом пошли догадки, оправдывается.
Кстати, резистор советую объединять с валом привода через пружинку, плотно натянув её на вал редуктора и валик резистора в месте стыка. Жёсткость пружинки следует подобрать так, чтобы усилие надёжно передавалось в штатном режиме, но происходило проскальзывание в случае отказа Ваших блокировок. В противном случае придётся каждый раз не только кабели со стойки разматывать но ещё и скрученный резистор менять.
RA3TAW
Старожил форума
21.04.2014 18:31
to lednab:
"Да, бросьте кокетничать". - Вы это... прошу быть поаккуратнее в выражениях. повода я не давал к таким высказываниям.

"Ну обратились за советом , так извольте выслушивать всё подряд". - а что, я где-то отказывался выслушивать?

"Но пока мои интуитивные предположения, что вначале всё было подраскурочено, потом пошли догадки, оправдывается". - чем же это они оправдываются? если не поняли, поясняю еще раз. в первом посте порядок изложения событий не соответствует хронологии. СНАЧАЛА редуктор был в первозданном виде, и только ПОТОМ я его подраскурочил. Вы какие-то выводы хотели сделать из интуитивных предположений? но увы, посылки не верны.

спасибо за совет с пружинкой, но практически уже поздно. все сделано без проскальзывания в жестком варианте и переделывать вряд ли есть смысл. резистор 10-оборотный, установлен на середину. если случится не менее пяти лишних оборотов антенны - в этом случае да, придется менять резистор. но надеюсь, что до такого не дойдет.
sav5013
Старожил форума
21.04.2014 18:34
Зачем резистор когда есть компасы с I2C интерфейсом? Сразу в цифре положение и легко организовать управление... http://avrproject.ru/publ/rabo ...
lednab
Старожил форума
21.04.2014 19:10
Ну! Удачи ВАМ. Если слегка перегнул. Извините.Просто раздражает слегка, давать советы не имея полной картины Ваших уже пройденных этапов.
RA3TAW
Старожил форума
21.04.2014 19:16

"Зачем резистор когда есть компасы с I2C интерфейсом?"

встречный вопрос - зачем компасы с I2C интерфейсом, если есть резистор? чем проще тем лучше. оружейники говорят, что самая надежная деталь в оружии - это та, которой в нем нету. у меня антенна диапазонов 14-18-21-24-28 МГц. количество элементов (Яги) по диапазонам 3-3-3-4-4. при этом ширина основного лепестка ДН в горизонтальной плоскости составляет десятки градусов. значит, большая точность ориентирования антенны тут совершенно ни к чему. а что будет с электронным компасом, установленным на антенне, если подать в нее полкило или киловатт? а вот с резистором точно ничего не случится.
RA3TAW
Старожил форума
21.04.2014 19:41
to lednab:
благодарю за добрые пожелания! вся эта механика - это еще полдела. предстоит еще выяснить электрические свойства получившейся антенны. 5 диапазонов, 17 элементов... хорошо, если все точно с размерами. а если придется подстраивать хотя бы один диапазон (укорочением или удлинением элементов), тогда убежит резонанс на другом диапазоне, и пошло-поехало... "нос вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - нос увяз". описание антенны от немца, который использовал хитрый провод для полотна антенны. такой провод можно купить только за бугром и недешево. пришлось искать отечественный аналог. насколько аналог оказался точен - выяснится "по ходу пьесы". так что механика - это только первая половина всей "эпопеи". :-)
sav5013
Старожил форума
22.04.2014 00:02
"встречный вопрос - зачем компасы с I2C интерфейсом, если есть резистор?"

Механика в разы менее надёжна и зависима от климата чем современная электроника, проще конструкция, ну и процес автоматизации проще с изначально цифровым сигналом :)
Клоп
Старожил форума
22.04.2014 00:10
Вопрос не потеме, но все же сможете ли сказать, как радиолюбители относятся к RD3A. т.е. к Валерию Комарову, миллионеру имеющему самую мощную любительскую радиостанцию в России?

Нормально относимся.
sav5013
Старожил форума
22.04.2014 00:11
Просто навозился с этим в 90е, агда таких микросхем ещё не было. Сначала проблема прикрутить "резистор" к редуктору, потом защитить механизм от влаги, юстировка, борьба с окислами...
Толи дело сейчас - прикрутил платку, залитую "эпоксидкой", напрямую к мачте и получи данные на выходе с точность до долей градуса...
sav5013
Старожил форума
22.04.2014 00:15
"а что будет с электронным компасом, установленным на антенне, если подать в нее полкило или киловатт?"

Смысл крутить антенну на передаче?
RA3TAW
Старожил форума
22.04.2014 01:03
to sav5013:
а может быть, тогда понадобится с этой микросхемы снимать питание при каждом включении на передачу? зачем мне данные с точностью до долей градуса, если главный лепесток градусов в 50 например? УКВ стеки из семиметровых бумов я крутить не собираюсь. ни теперь ни в ближайшем будущем. а как быть с тем, что магнитный компас показывает магнитный полюс, а мне нужен полюс через который проходит ось вращения планеты? значит, придется вносить поправку на "магнитное склонение". зачем этот лишний геморрой?
проблема прикрутить резистор к редуктору заняла где-то полчаса или час времени. резистор
оказался под крышкой, там все уже защищено от влаги до меня. и не надо упрощать картинку "прикрутил платку".... не обойтись без ответной части - микроконтроллера. который надо не только купить, но еще и залить в него программу. и далеко не у всех это дело налажено на "раз, два - и готово". а если покупать все готовое в полном комплекте, то надо еще найти где, и вряд ли будет недорого. а главное ЗАЧЕМ всё это? стрельба из пушки по воробьям. применение микроскопа для колки орехов. уж тогда я бы лучше поставил гирокомпас. ему уж точно киловатт в антенне не помешает. и показывать будет туда, куда направили, а не на магнитный полюс... :-)))
а в 90-е много чего не было... а потом стало много такого, что и не всегда нужно... вот например манера совать везде где надо и не надо, микропроцессоры - просто удивляет. впрочем делайте себе как Вам нравится, а я буду делать по-своему.
RA3TAW
Старожил форума
22.04.2014 01:24
to Клоп: "Нормально относимся".

а почему нормально? вот представьте себя радиоспортсменом. Вы приняли участие в соревнованиях. допустим, у Вас 100 ватт мощности . или 1-2 киловатта. а у кого-то
10-15 киловатт. и что? Вас устраивает то, что независимо от Ваших способностей
радиооператора нет никаких шансов попасть в верхние строчки результатов теста?
далее. выше, когда я отвечал на заданный вопрос, дал две ссылки. по первой просто
сведения о самой радиостанции, при том очень общие. зато по второй масса нюансов.
если верить тому, что там написано, то человек нанимает более опытного оператора
который вместо него дает результаты в тестах. тут, имхо, даже негодование неуместно,
просто глупо до смешного. просто невозможно воспринимать всерьез таких "спортсменов"
и такой "спорт".
знаете, я когда-то, при обсуждении вопроса, что радиолюбители всё меньше делают своими руками, и все больше покупают (трансиверы, антенны...) для гротеска придумал - ну давайте тогда, купив антенну, не будем ее ставить сами, а нанимать специалистов (кстати, такие случаи и есть)... давайте и в эфире не сами работать, а нанимать за деньги операторов (и вот оказывается, судя по публикации, и такое уже случается).
может быть, я "отстал от жизни"... есть вещи, которых мне никогда уже не понять.

кстати, заметное на глаз по сравнению с прошлым веком падение культуры общения в эфире тем и объяснимо, что барьер стал слишком легким. телеграф надо знать только для первой категории, да и то годится "кое-как". всю аппаратуру и антенны можно просто купить в магазине, были бы деньги... а раньше пресловутая радиолюбительская вежливость больше всего рождалась из простого факта. один чудак который положил массу времени сил средств и нервов для создания самопальной аппаратуры, слышал в эфире другого подобного чудака, понимал, что тот точно такой же породы (иначе бы просто не одолел барьер и не вышел в эфир... ну и какой смысл грубить и хамить, если там - твой друг товарищ и брат? а теперь все больше среди радиолюбителей становится радиогубителей. которые любят только себя, причем это доходит до абсурда. к сожалению, ничего с этим поделать, видимо, нельзя.
RA3TAW
Старожил форума
22.04.2014 09:58

to sav5013:
"Механика в разы менее надёжна и зависима от климата чем современная электроника".

картина, противоположная нарисованной, может проявиться после первой же грозы. после удара молнии где-то неподалеку, выходят из строя трансиверы и подключенные к ним компьютеры. не говоря уже об электронных платках на мачте антенны.
RA3TAW
Старожил форума
22.04.2014 10:31
здесь же, в этой теме, выше, Фотограф писал:

"Всю свою долгую жизнь считал, что герконы очень надёжные. До тех пор, пока в соседний с моим домом железобетонный столб с электрическими проводами ударила молния. Результат - в нескольких домах "сгорели" телевизоры (которые владельцы оставили в дежурном режиме на ночь), у соседа две видеокамеры вместе с блоками питания. У меня геркон "умер" навсегда - остался в замкнутом состоянии. Поэтому и решил применить реле".

геркон умер. прошило его разрядом, и контакты соединились сваркой. что будет с платкой, на которой микросхема, угадать нетрудно. ей еще меньше понадобится, чем геркону.
чибис
Старожил форума
22.04.2014 12:31
может быть, я "отстал от жизни"... есть вещи, которых мне никогда уже не понять.

Скорее всего именно так.Я вспоминаю, как в эфире работали на ключе ручками, электронный ключ был не редкостью конечно, но просто ключ звучал в эфире чаще. А сейчас киношные радистки Кэт даже не знают как его в руках держать. Сидели до утра ждали прохождения, А сейчас ноутбук с картой прохождения радиоволн у каждого. На американских QSL иногда были фотографии их аппаратуры и антенн, глядя на них слюну глотали. Но со своей 20 метровой антеннкой, натянутой меж домами доставали и их. Теперь и у нас можно иметь не антенну, а антенное хозяйство, не на ключе стучать а на компе набирать. В эфире одна сплошная электроника. не тянет в современный эфир.Я конечно понимаю что в молодости и кипяток горячее был. Все же почитать на ветке про ваши проблемы доставило удовольствие.
Фотограф
Старожил форума
22.04.2014 15:56
Все же почитать на ветке про ваши проблемы доставило удовольствие.
2 чибис:

только потому, что уважаемый RA3TAW делает сам. Сейчас в продаже полно разных "повороток" с блоками управления в комплекте. На любой вес антенны, вкус радиолюбителя и его кошелёк.
авиатырь
Старожил форума
22.04.2014 16:15
Так может со своими абонентами проще по мобильной связи общаться?
RA3TAW
Старожил форума
22.04.2014 16:38
2 авиатырь:

а зачем люди удочкой рыбу ловят в реках и озерах, если ее можно
купить в магазине в 100 иетрах от дома?

2 Фотограф:
"Сейчас в продаже полно разных "повороток" с блоками управления в комплекте. На любой вес антенны, вкус радиолюбителя и его кошелёк".

и не только повороток, но и антенн. вполне приличную антенну не из китайских удочек и проволоки (как у меня "спайдер") а из дюралевых труб можно взять за 18.500 руб. поворотка долларов 800 наверное. ну еще и мачта тыщ 10. складываем все вместе. для моего кошелька непреподъемно получается. даже без мачты и антенны поворотка за 800 уе это дороже моего трансивера FT-840.
делать самому не только значительно дешевле, но и интереснее.
RA3TAW
Старожил форума
22.04.2014 22:04
эту бывшую непонятной систему (из-за которой и тема создавалась) отключения мотора при торможении вала удалось таки восстановить. тормозил разводным ключом - срабатывает как надо. осталось сделать стопор, остальное готово. удачно то, что и датчик положения, и эта система, как ее назвать... индикатор крайних положений - все это под кожухом МПК, то есть защищено от атмосферных осадков. в общем для крыши почти все готово. осталось придумать способ индикации положения антенны на рабочем месте оператора. то ли светодиодов по кругу наставить по окружности азимутальной карты. то ли сделать АЦП и высвечивать градус поворота цифрами. информативнее всего был бы шаговый моторчик который крутит стрелку указующую. недавно где-то попадалось описание такой конструкции. но это самый сложный вариант. в том плане, что для управления моторчиком нужен микропроцессор, который надо еще и программировать.
Фотограф
Старожил форума
23.04.2014 08:25
осталось придумать способ индикации положения антенны на рабочем месте оператора
2 RA3TAW:

На старой антенне у меня был огромный стрелочный прибор. (Купил в Митино на радиорынке.) Шкалу переделал "переводными" шрифтами в градусы азимута и отметил несколько городов, с коллегами из которых наиболее часто общался.
Сейчас на поворотку планирую установить направленную антенну авиа диапазона Y5 AVIA
http://www.radial.ru/catalog/a ...

И два полуволновых диполя. Один для приёма, второй для пеленга. Собирался сделать цифровой индикатор на светодиодных матрицах. Но совершенно нет времени паять. Компромиссный вариант - китайский цифровой тестер (всего 300 руб.) в качестве цифрового индикатора.
RA3TAW
Старожил форума
23.04.2014 09:28
2 Фотограф:

про способы индикации понятно. про антенны не понятно. 5-элементная Яга плюс еще два диполя. для чего Яга, не сказано. остается строить предположения. для двусторонней связи с бортами? но это вроде не положено... один диполь для приема, ну это ладно. а вот второй для пеленга - уму не постижимо. даже если указанную 5-элементную Ягу применить для пеленга, пеленг получится уж очень приблизительный. лепесток в вертикальной плоскости 60 градусов, в горизонтальной - все 90 град. речь наверное идет все-таки о пеленгации по азимуту, а не по углу места? и как раз по азимуту у этой Яги, установленной для приема вертикальной поляризации, направленность по азимуту никакая - лепесток 90 градусов. в лучшем случае можно определить направление с точностью до четырех сторон света. а уж какой пеленгатор из простого диполя, ума не приложу.

не зря по ссылке пишут "Установив на наземном радиоцентре, например, 4 таких антенны и снабдив диспетчера обычным ручным четырехпозиционным переключателем, ваши самолеты будут продолжать поддерживать радиосвязь на более дальних расстояниях, чем это было прежде".
то есть четырех направлений достаточно, 8 уже было бы лишку. соответственно и точность пеленгации аналогичная. это при 5-элементной Яге. а про диполь для пеленгации, ну совсем не понял.
Фотограф
Старожил форума
23.04.2014 12:57
а про диполь для пеленгации, ну совсем не понял.
2 RA3TAW:

Диполь отлично "пеленгует" самолёты. Проверял, находясь в Тверской области, в чистом поле и в небольшом лесу. Только у него два направления. Точность около 5 градусов.
"Яга" - для более качественного приёма самолётов и авиадиспетчеров. Плюс она поможет определить однозначное направление на источник сигнала.

Можно, конечно, "сбацать" пеленгатор по классической схеме - "рамка". Но тогда надо будет "тащить" к антенне провода для настройки по частоте. Охватить диапазон 118 - 400 МГц простой рамкой не получится.
RA3TAW
Старожил форума
23.04.2014 14:22
2 Фотограф:

ну вот, как говорится, "давайте с этого места как можно более подробно" (с)
дипольный пеленгатор это переворот в радиотехнике, тянет как минимум на нобелевскую премию :-)
получить точность 5 градусов по максимуму сигнала, как видно из ДН диполя, нереально. остается пеленгация по минимуму. да, есть острый провал в ДН, если диполь направить, так сказать "острием" на источник радиосигнала. но тут возникает одна трудность. при работе в УКВ ЧМ общепринято использовать вертикальную поляризацию. судя по фото антенны по данной Вами выше ссылке http://www.radial.ru/catalog/a ... в авиации тоже придерживаются этого правила. да и не удивительно, провалы в ДН антенны в горизонтальной плоскости совершенно не уместны. итак, самолет излучает в вертикальной поляризации. Вы же, для использования минимума ДН диполя с целью пеленгации, вынуждены будете расположить свой диполь в горизонтальной плоскости (и вращать его). работать эта система будет (если вообще будет) только по достаточно удаленным самолетам. при приближении самолета увеличивается "угол места", самолет выходит из той горизонтальной плоскости, в которой размещен Ваш приемный диполь. острота провала в ДН размывается вплоть до полного его отсутствия. либо придется крутить приемный диполь не только по азимуту, но и по углу места, в поисках того минимума. что усложняет пеленгатор. но самая главная проблема, что плохо принимать вертикально поляризованный сигнал на горизонтально поляризованную антенну. вот те самые удаленные самолеты можно и вообще не услышать.
еще один момент. "Проверял, находясь в Тверской области, в чистом поле и в небольшом лесу". ну а как такой пеленгатор поведет себя в условиях городской застройки. вот стоит диполь на крыще, по-видимому, на металлической мачте... а кругом туча проводов, а недалеко арматура железобетона...
и еще один вопрос. "Охватить диапазон 118 - 400 МГц простой рамкой не получится". а простым диполем получится перекрыть трехкратный диапазон частот? не придется ли делать для этого диполя телескопические усы с электроприводом (меняющим длину "уса") по типу модной антенны SteppIR? и, кстати, почему аж до 400? вроде бы авиадиапазон от 118 до 136 только?
Фотограф
Старожил форума
23.04.2014 19:42
2 RA3TAW:

Подробно:
-вопрос
=ответ

***
-дипольный пеленгатор это переворот в радиотехнике, тянет как минимум на нобелевскую премию
=Почему? У диполя очень хорошая диаграмма направленности.
***

-получить точность 5 градусов по максимуму сигнала, как видно из ДН диполя, нереально. остается пеленгация по минимуму
=ВСЕ пеленгаторы работаю по МИНИМУМУ сигнала. У максимума широкий лепесток.
***

-при работе в УКВ ЧМ общепринято использовать вертикальную поляризацию
=Я собираюсь пеленговать в авиадиапазоне. Там АМ и вертикальная поляризация.
***

-работать эта система будет (если вообще будет) только по достаточно удаленным самолетам.
=Именно это мне нужно. То, что "над головой" я и так увижу.
***

- самая главная проблема, что плохо принимать вертикально поляризованный сигнал на горизонтально поляризованную антенну.
=Теряем всего 3 ДБ. Проверено теорией и практикой.
***

-как такой пеленгатор поведет себя в условиях городской застройки.
=Плохо он себя поведёт. Впрочем, как и любой другой. Даже этот:
http://www.deep-com.ru/goods_1 ...
продающийся по цене, "как крыло самолёта".
:)
Надежда на то, что самолёт перемещается и диаграмма со временем будет уточняться.
***

-"Охватить диапазон 118 - 400 МГц простой рамкой не получится". а простым диполем получится перекрыть трехкратный диапазон частот?
=В принципе, получается. Разница в уровне сигнала не очень заметна.
***

-почему аж до 400? вроде бы авиадиапазон от 118 до 136 только?
=Военные иногда работают в диапазоне 220-400 МГц. Но основное назначение пеленгатора - найти направление на источник сигнала на аварийной частоте 121, 500. Т.Е. на всякий случай.
***

Есть ещё один выход:
http://www.qth.spb.ru/forum/vi ...









RA3TAW
Старожил форума
24.04.2014 22:42
да... "век живи - век учись, и дураком помрешь" (с) народная мудрость.
впервые за последние 45 лет слышу о таком способе пеленгации... и какие
же не очень умные люди тогда - охотники на "лис"! годами и десятилетиями
бегали по лесам с многоэлементной Ягой диапазона 144-146 МГц. это длина каждого
элемента около 1 метра (полволны) и длина бума где-нибудь от метра до двух
в среднем. это и лишний вес, и выступающие части, цепляющиеся за ветки
деревьев и кустарников... в то время как в принципе можно было обойтись
всего лишь одним элементом. то, что направление с точностью до 180 градусов,
не беда. достаточно взять два пеленга, и отметить на карте... жаль что пока
нет возможности проверить на практике.

"...продающийся по цене, "как крыло самолёта"...".
по этой ссылке http://www.deep-com.ru/goods_1 ... цена не обозначена.
но ясно, что для отдельного радиолюбителя окажется слишком дорого.
по другой ссылке надо думать, уже не так дорого
http://www.qth.spb.ru/forum/vi ...
и там же по этой последней ссылке далее пишут, что есть вариант дешевле этого.
а потом, что в обоих вариантах разрешающая способность невелика... отдать кучу
денег и получить неведому зверюшку....
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru