Есть такая вот концепция:
Двухместный легкий и сравнительно недорогой реактивный самолет для ГА и обучения, в том числе и первоначального.
1. Высокое аэродинамическое качество, по аэродинамике самолет должен быть гораздо ближе к планеру чем к С152, Як-52, Л-29 итп.
2. Крыло тонкое и длинное.
3. Вес меньше тонны, 600-800кг.
4. Легкий и сравнительно маломощный (~600 lbf?) современный турбовентиляторный двигатель.
5. Самолет должен быть по возможности простой. Желательно как АН-2. Тяги-тросы. Выпуск шасси - электромеханический, аварийный - чисто механический. Без гидравлики (стойки - не в счет).
6. Скорости больше чем у поршневых, но меньше чем у бизнес-джетов и авиалайнеров. Меньше скорости - меньше головных болей, проще конструкция.
7. Самолет "спокойный" в управлении, не предназначен для аэробатики и сумасшедших перегрузок.
8. Самолет сравнительно недорогой, как в постройке так и в эксплуатации. Меньше расход, двигатель с большим ресурсом, а кроме двигателя там облуживать нечего.
В общем лейтмотив "Simplicity is elegance". Элегантность - в простоте.
Идеологически, из того что существует на сегодня, ближе всего Фуга Магистр. Она кстати тоже из глайдера выросла. Предлагаемый (на уровне идеи) самолет ближе к глайдеру и дальше от "милитаристсских" УТС. Самоль должен быть легче Фуги, причем однодвигательный. Этакий "глайдер с маленьким турбовентиляторным двигателем" вместо "кирпича с большим".