Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Как чиновники динамят "Полет"

 ↓ ВНИЗ

Bud
04.07.2008 19:21
Источник: газета «Российская газета»
Автор: Сергей Серов
Опубликовано: 04.07.2008, 15:01





Опять торможение на полосе разгона
Один из самых интересных и перспективных космических проектов новой России может быть закрыт


Вокруг вещей совершенно очевидных ситуация порой складывается настолько абсурдная и нелогичная, что объяснить ее просто невозможно. И яркое тому подтверждение - отношение к проекту "Воздушный старт".

Впервые "Российская газета" рассказала об этом удивительном проекте 9 лет назад ("РГ" от 20 марта 1999 года № 53(2162). Затеял его настоящий фанат всего, что связано с полетами, воронежский предприниматель Анатолий Карпов. Не случайно, основанная им авиакомпания была названа "Полет". И это стало откровением для нашей страны. Не было (и до сих пор нет) примеров активного участия бизнеса в реализации венчурных проектов высочайшей технологической сложности.

Суть "Воздушного старта" в том, что в тяжелый транспортный самолет Ан-124 загружается ракета космического назначения. Сбрасывается она на большой высоте над экватором. В воздухе включается двигатель, и в космос, вплоть до геостационарных орбит, выводится полезная нагрузка.

В девяностые годы ракетно-космическая отрасль нашей страны переживала глубокий кризис. Стремительно терялись спутниковые группировки по всем направлениям: разведки, связи, раннего предупреждения о ракетном нападении, систем целеуказания, глобальной навигации.

Поэтому, в принципе, военные, в ведении которых находились "Русланы", стоявшие большей частью без движения и, зачастую, просто ржавевшие, должны были ухватиться за идею "Воздушного старта" и оказать Карпову самую активную поддержку. Во всяком случае, не мешать.

Дело в том, что новый космический проект обеспечивал эффективное и относительно дешевое восстановление многих утраченных сегментов спутниковых группировок.

Не менее важной была мирная сторона проекта. Он давал возможность выводить в массовом порядке на околоземные орбиты космические аппараты стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И пусковые услуги в этом случае предоставляла бы Россия, что лишь усиливало бы наши позиции в этом важнейшем районе планеты.

Со всех сторон проект был просто супер, тем более, что финансирование его предполагалось в основном из внебюджетных источников.

И первоначально все складывалось удачно. С военным ведомством было согласовано большинство вопросов. В 1998 году по распоряжению правительства РФ (№ 1702-р от 01.12) начался процесс передачи из резерва ВВС четырех самолетов Ан-124 "Руслан" на правах аренды авиакомпании "Полет", для "создания комплекса средств выведения космических аппаратов в рамках проекта "Воздушный старт". Существенно то, что передаваемые самолеты были почти полностью разукомплектованы и подлежали капитальному ремонту.

Предполагалось, что прибыль, получаемая от использования в коммерческих целях машин, восстановленных за счет авиакомпании "Полет", как раз и будет вкладываться в развитие "Воздушного старта".

В дальнейшем "Полет" выполнил почти все взятые на себя первоначальные обязательства. В рамках космического проекта была создана требуемая кооперация, ключевым звеном которой стало известное ракетостроительное КБ имени академика В.П. Макеева. Специалистами этого КБ была спроектирована экологически чистая ракета-носитель. Разработаны и запатентованы совершенно уникальные технологии безопасного десантирования огромной ракеты из грузового отсека самолета. Создан проект летающей стартовой платформы для "Воздушного старта" на базе "Руслана", получивший название Ан-124-100ВС.

"Воздушный старт" на внебюджетной основе включен в Федеральную космическую программу РФ до 2015 года, заключены Соглашения с инвесторами.

В декабре 2006 года и в сентябре 2007 года в ходе встреч президентов России и Индонезии обсуждался, в том числе и этот космический проект, как совместный. Индонезия выразила готовность предоставить России аэродромную инфраструктуру экваториального острова Биак для создания настоящего космопорта. Устами руководителей России и Индонезии проект был назван в сентябре 2007 года приоритетным.

На фоне этой по настоящему созидательной деятельности совершенно неубедительно выглядела позиция руководства ВВС РФ. Бывший главком Владимир Михайлов делал все возможное, чтобы вернуть переданные "Полету" и отремонтированные за его счет "Русланы". Целью этого возврата, как предполагали некоторые СМИ, была последующая передача транспортных самолетов другой коммерческой авиакомпании.

В последнее время Главный штаб ВВС не только продолжает делать все, чтобы забрать восстановленные за чужие деньги транспортники, но и ставит под сомнение саму идею "Воздушного старта". В начале марта 2008 года на пресс-конференции в Екатеринбурге главком ВВС РФ Александр Зелин заявил, что программа запуска космических ракет с борта воздушного носителя - самолета Ан-124-100ВС "затратная и технически "малореализуема".

Наконец, военные чиновники сочинили более чем странное письмо. В самые высокие государственные инстанции была отправлена бумага, в которой говорилось, что "по информации ФСБ России, проект "Воздушный старт" трудно реализуем и существенно уступает аналогичным программам "Шторм" и "Бурлак". То есть, логично его вообще закрыть.

В чем странность? Да в том, что "Бурлак" - старый советский проект, умерший вместе с СССР. "Шторм" же - это не космическая программа, а название разгонного блока, который давным-давно предполагалось спроектировать для ракеты-носителя "Протон", но не сложилось. И в этом случае сравнение просто абсурдно.

А ведь имеются официальные заключения таких действительно компетентных структур в области ракетостроения как НТС Федерального космического агентства, ЦНИИМАШ, ЦАГИ, ГосНИИ АС, 4 ЦНИИ МО РФ(!), в которых однозначно выделяются все преимущества именно "Воздушного старта", в том числе и над аналогичными проектами разрабатываемыми в свое время в СССР и в настоящее время за рубежом.

Мало того, что ВВС хочет забрать у "Полета" свои "Русланы", саму авиакомпанию, как носителя идеи "Воздушного старта" и основного ее инвестора пытаются разорить.

С сентября 2006 года в "Полете" идут нескончаемые налоговые проверки, число передаваемых на проверку различным контролирующим органам документов исчисляется десятками тысяч. Работа компании фактически парализуется. И наконец, по сообщениям СМИ, руководство "Полета" считает, что в последнее время предпринимается даже "попытка рейдерского захвата авиаперевозчика". Если это произойдет, то с космической амбицией, называемой "Воздушным стартом", придется распрощаться навсегда.

Можно много говорить о необходимом стране технологическом рывке, о привлечении частных инвестиций в наукоемкие проекты. Выступать за частно-государственное партнерство в сфере высоких технологий. Так, 12 апреля 2008 года на своей пресс-конференции руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов высказал мнение, что в космическую сферу должны приходить частные компании. И напомнил, что "у нас есть проекты "Воздушный старт" и другие. Мы технически готовы к реализации этих проектов. И мы готовы помогать частным компаниям в реализации подобных программ".

Увы, именно пример "Воздушного старта" и вознамерившегося его финансировать предпринимателя Анатолия Карпова наглядно свидетельствует об обратном. Чиновники скорее будут всячески давить на частника, чем помогать ему, не взирая ни на какие государственные интересы.

В последнее время активно употребляется такой термин как оргоружие. Это один из видов наиболее продвинутого противоборства на мировой арене. Россия, похоже, таким оружием не пользуется, а вот наши недруги, или, как их модно называть, конкуренты - вполне.

Настоящая оргоперация была проведена для того, чтобы не дать возможности России выйти на мировой рынок пусковых услуг с новым предложением - "Воздушным стартом", который позволил бы получить доступ к пускам ракет в зоне экватора. И вовлечены в нее оказались даже те, кто, по идее-то, в первую очередь должен стоять на защите государственных интересов, в том числе экономических и геополитических.

Кому это выгодно? И кто за это ответит?

Весьма скоро доминировать в пуске космических ракет самого различного назначения будут только США. Там умеют считать не только "упущенную выгоду" от аренды военных самолетов, но и перспективную прибыль, которую и долларом-то не измеришь.


gkfk
04.07.2008 19:39
Написано красиво, но как же обстоят дела на самом деле?Может более знающие люди ответят?
Ту-144
04.07.2008 20:07
Дела такие, что один из переданных под вс русланов уже давно стоит на продлении в ульяновске, и карпов бы с радостью его отремонтировал, да только в кустах на выходе из ангара сидят ввс, жаждущие забрать его себе, как только будет продлен ресурс (за счет полета естественно).
Виктор3
04.07.2008 20:27
Похоже попользовались как транспортниками, а отдавать жалко - халява, понимашь!
Ту-144
04.07.2008 21:18
Виктор3:

Похоже попользовались как транспортниками, а отдавать жалко - халява, понимашь!

а что, полет должен был их законсервировать и ждать, когда же вс сдвинется с места? самолет предназначен для того, чтобы летать, а не ржаветь на земле.
ввс хочет получить на халяву отремонтированные русланы - внимание вопрос, кто больше любит халяву полет или ввс?)
Bud
04.07.2008 21:27
По-моему, Полет приносит валюту, занимаясь не самым последним бизнесом.
Транспортирует блоки на Байконур...
Р Е В Е Р С
04.07.2008 21:55
По-моему, самолёты нужно вернуть хозяину из-за не целевого их использования согласно договора. За 10 лет ни одно запуска тарелочки, за то у хлестаковых кармашки пухнут от бабла.
Юлий В.К.
04.07.2008 22:13
Чего-то я даже не слышал об испытаниях в рамках этого проекта.Интересно , чем же они 10 лет занимались? А вообще , как всегда , обе стороны друг друга стОят.
Bud
05.07.2008 01:14
Да, десять лет прошло.
А что сейчас быстро делается, можете мне назвать примеры? (не только в России, кстати). Истребители, самолеты, ракеты десятилетиями разрабатываются. Булава хорошо летает?
Тут вопрос, а какое финансирование, или государство думает - сами как-то выберутся?
В этой конкретной ситуации одна роковая ошибка может похоронить программу, экипаж и очень дорогой самолет.
Если журналист написал, значит он связывался с Полетом, знает, что это возможно, но не дают!
Bud
05.07.2008 01:17
...И не только с Полетом, как видно из статьи.
Yan
05.07.2008 13:13
Карпову надо идти жаловаться в ФСБ. По моему нет другого варианта.

В инет СМИ пишут, что расходы на армию растут, а техники не прибавляется.

Если ВВС хотят забрать Русланы, то не лучше ли им заказать новые? Вродеж стоял вопрос производства новых.
Джавтет
06.07.2008 14:19
Я плакаль!! Карпов частник - предприниматель %-)
Ху ис мистер Карпов!?! Кто помнит - плакалЬ вместе со мной .....
Вопчем шняга-заказушная. Давно надо было прекрыть это "Маппет Шоу", ИМХО, в ВВС ждали когда истекут сроки (и правильно делали получая деньги по контракту)...

З.Ы Аффтар! Сергей Серов !!! ПешЫ исчо
Nord39.
06.07.2008 15:00
Кто-нибудь видел хоть один "воздушный старт"?
Заказуха статейка... "Мы все белые и пушистые, а ВВС - *****!", тьфу.
Bud
06.07.2008 16:11
Правильно, давайте все похерим к *яням.
В России хоть что-то работает нормально?
Нафига вообще этот форум? Воткнулись в РТР, сьорбаем пивко и наслаждаемся.
Они "ждали". Конечно, ВВС найдет им применение... Сгниют, как и остальные.
Джавтет
06.07.2008 16:50
2 Nord39.:
....Кто-нибудь видел хоть один "воздушный старт"? ....
Джавтет
06.07.2008 17:01
Так их и производить-то не собирались. Рассказав сказку про "белого бычка" и "аргументированно убедив", кого надо, получили заветные тяжеловозы и началось преДпринимательство т.е. попросту - частный извоз. В этом вопросе ; "настоящий фанат всего, что связано с полетами, воронежский предприниматель Анатолий Карпов." Действительно преуспел. Теперь халява кончилась, надоело выкладывать аргументы, или просто подумал что теперь не досягаем по устным договорённостям %-)
Седой паромщик
08.07.2008 10:52
Все что завязано на Украину - продолжения не будет!
Россия опустит ракетостроение Украины ниже плинтуса, не важно, что продлен срок гарантии Сатаны, это пока вынужденная мера.
Украина будет без самолетов, как Чехословакия (Чехия и СловакиЯ) и Польша, ракетостроения; как Латвия - без автомашин РАФ, элетричек RVR, продукции ВЭФ им. Попова, как Грузия - без вина, военных самолетов, тепловозов, автомобилей.
Nord39.
08.07.2008 11:02
Таки ВЭФ и RVR вполне работают. По остальным пунктам не в курсе)
Р Е В Е Р С
08.07.2008 11:30
Вместо ВЭФа сейчас итальянский гипермаркет, а вместо RVR ремонтная мастерская вагонов на 120 рабочих и контора по продажам в Европу контрабандой череповецкого проката.
Игорь 1
08.07.2008 12:54
"Воздушный старт" это прикрытие, а чиновники ну появились новые их купят и будут летать дальше. Чиновники стоят дешевле чем самолеты:) Все жить хотят не по средствам :))
Ту-144
08.07.2008 17:40
жавтет:

Так их и производить-то не собирались. Рассказав сказку про "белого бычка" и "аргументированно убедив", кого надо, получили заветные тяжеловозы и началось преДпринимательство т.е. попросту - частный извоз. В этом вопросе ; "настоящий фанат всего, что связано с полетами, воронежский предприниматель Анатолий Карпов." Действительно преуспел. Теперь халява кончилась, надоело выкладывать аргументы, или просто подумал что теперь не досягаем по устным договорённостям %-)

а деньги, которые полет платит за использование этих русланов это халява?
5678
08.07.2008 21:41
Ту-144:

Если почитать этот договор аренды, то ваще ничего не понятно. Полет обязан вернуть самолеты доведенными до норм ГА, но когда, в нем не сказано!
Р Е В Е Р С
08.07.2008 21:50
2Ту-144: ..а деньги, которые полет платит за использование этих русланов это халява?

ГЫ, ГЫ! ..В "Полете" уточнили, что ремонт и модернизация двух из четырех Ан-124 обошлись компании примерно в $30 млн, а вложенные средства были зачтены Росимуществом в качестве арендной платы..:-)))
Р Е В Е Р С
08.07.2008 21:55
ЗЫ:
..В ходе ревизии сотрудники федеральной службы обнаружили, что четыре самолета Ан-124-100 "Руслан" общей стоимостью 4, 75 млрд рублей числятся на балансе, однако "в наличии их не оказалось".

ВВС, дай миллиардик!
АГБ-3к
08.07.2008 23:01
Там походу все хороши. Как у нас в стране зачистую-начали за здравие........
Nord39.
08.07.2008 23:14
Р Е В Е Р С:

Вместо ВЭФа сейчас итальянский гипермаркет, а вместо RVR ремонтная мастерская вагонов на 120 рабочих и контора по продажам в Европу контрабандой череповецкого проката.


Я о сохранности названий скорее. Возможно ВЭФ находится и не там, где раньше, но акустику делает - кстати, вполне достойную... А РВРовцы не только ремонтируют - модернизируют старые электрички, и неплохо.
Но советского размаха нет и не будет, согласен.




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru