Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Вертолёты W-3 (В-3) в СССР/РФ

 ↓ ВНИЗ

aviafan
06.01.2010 18:40
Всем доброго вечера!
У меня появился ряд вопросов по данному типу вертолёта.
6 мая 1982 года совершил свой первый полёт вертолёт W-3 (польское обозначение), он же В-3 (советское обознчение). Первоначальными планами предусматривалось, что "...В-3 заменит огромный парк вертолётов Ми-2 в СССР и дружественных странах..." Однако всё сложилось несколько иначе: регистрацию СССР получили всего 20 В-3, часть из них (или все?)были поставлены в Страну Советов, из них 2 были потеряны в ходе эксплуатации. Остальные же уже в 1992-93 гг. были возвращены в Польшу с очень маленьким налётом.
В-3 имели номера с СССР-04101 по -04118, -04396 и -04397.
Первый В-3 был направлен в СССР в начале 1985 г. для прохождения испытаний.
Эксплуатационные испытания 10 В-3 проходили с октября 1988 г. по июль 1990 г. на базе Котласского ОАО. В ходе их были "подтверждены высокие ЛТХ В-3 и безотказность паботы егго систем в любых климатических условиях."
В 1992 г. вертолёт получил советский сертификат лётной годности в соответствии с нормами НЛГВ-1.
Но у меня возникает ряд вопросов:
1) какой вертолёт (регистрационный) проходил испытания (в ЛИИ МАП?) в 1985 г. Его дальнейшая судьба (вернули в ПНР?)?
2) были ли поставлены оставшиеся 9-10(?) В-3 в СССР (кроме котласских) или они только успели получить регистрацию СССР, но так и остались на заводе в Польше? Если поставлялись, то куда?
3)причина отказа от массовой закупки была только политическая (перестройка-финансковый кризис-крах СЭВ) или были какие-либо другие? Т.к. в СНГ темпы производства ЛА в 1992-93 гг. были ещё достаточно высоки, т.е. финансирование велось в достаточном объёме.

И, в целом, хотелось бы узнать мнения об В-3 летавших на нём пилотов.
Буду очень благодарен, если кто-то поделиться фотографией В-3 в раскраске Аэрофлота.
Заранее спасибо.
С уважением.
Сергей
slon62m
06.01.2010 22:43
Достаточно полная статья о В-3 http://www.airwar.ru/enc/uh/w3 ... от себя могу добавить только воспоминания "старожилов" ГосНИИГА об испытаниях. По их рассказам во время испытаний в Жуковском, на висении произошло разрушение шестерни в главном редукторе с заклиниванием несущего винта, вертолёт плюхнулся метров с пяти. И потом его на водиле по московской кольцевой с Жуковского до Шереметьево катили.
slon62m
06.01.2010 22:51
Ещё В-3 стоит в Выборге, на учебном аэродроме ВАТУГА. Привезли на ж/д платформе году так в 1991, по-моему после грубой посадки, капоты вкривь-вкось, передняя нога подломана.
aviafan
06.01.2010 23:12
Большое спасибо за подсказку! Отличная статья!
По поводу закупки только 20 машин всё прояснилось...
Ясно также стало, что из 20 машин 10 эксплуатировались в Котласе, 3 закупила "Камчатавиа" (аэродром Тиличики). Итого - 13, из них 2 - потеряны (один из них, СССР-04101, находится в музее Выборгского АТУ). Куда поставили ещё 7 машин? Или они всё-таки так и не покинули территорию Польши?
И что за борт (регистрационный)испытывался в ГосНИИ?

aviafan
06.01.2010 23:30
111
06.01.2010 23:41
один вроде бы в Краснодаре
slon62m
06.01.2010 23:53
Google Earth 60 44' 18" N 28 36' 36 E , стоял перед ми-26, наверно и сейчас стоит без лопастей...
slon62m
06.01.2010 23:56
К сожалению не застал испытания в ГосНИИ, но если сильно интересуетесь можно будет разыскать человека из "науки". кто ими занимался...
slon62m
07.01.2010 00:19
предыдущая ветка о В-3 http://www.forumavia.ru/forum/ ...
aviafan
07.01.2010 00:53
Большое спасибо за информацию и ссылку!

На ней вот что интересно:
"...На форуме есть(появляется) бывший пилот с Сокола, по моему Шевченко. Наверняка увидит эту ветку и расскажет все об этом вертолете, который мы так долго ждали в ГА и не дождались."
Интересно было бы с ним пообщаться. Может кто-то знает, как на него выйти?

slon62m!
Благодарю за предложение. Может Ваш человек из "науки" что-то подскажет по оставшимся 7 машинам? Может, где-то и фото у него осталось В-3 в раскраске "Аэрофлота"...

А в Краснодаре, W-3 (RА-10801) появился в начале августа 2003 г.

С уважением.
aviafan
07.01.2010 15:40
Так что же по оставшимся 7 машинам? Есть предположения, кто их эксплуатировал?
Pit .
07.01.2010 19:14
aviafan, сходите на
http://www.scramble.nl/sovdb.htm
В верхнем окне поисковика наберите СиСиСиПи-номер известного Вам W-3, нажмите ввод.
На открывшейся странице нажмите на серийный номер вертолёта.
Судьба этих машин отслежена достаточно подробно.
..
07.01.2010 19:14
из них 2 - потеряны


одна под Якутском.. или ее Вы не учитывали?
КРАСНОвоенлет
07.01.2010 19:58
штук 12 СОКОЛОВ до 1990гг, этих красавцев стояли В КЛУГА-Кременчуг, на аеродроме Б.КАХНОВКА, инструкора-пилоты, бортачи, техники, инженеры, преподаватели были сепцами PZL СОКОЛ переученны для подготовки на данный вид техники, отзывы отличные, сертифецирован для полетов в ЕВРОПЕ. К МИ-2.МИ-8 добовляли СОКОЛ, как переходной вариант с2на8, потом при перегонки звена СОКОЛОВ в район КАМЧАТКИ была авария или трагедия, СОКОЛА с аеродрома вроде забрали Камчатцы на ПОЛЬШУ. может сторожылы сайтов КЛУГА-КЛК НАУ дадут больше информации.
КРАСНОвоенлет
07.01.2010 20:05
штук 12 СОКОЛОВ до 1990гг, этих красавцев стояли В КЛУГА-Кременчуг, на аеродроме Б.КАХНОВКА, инструкора-пилоты, бортачи, техники, инженеры, преподаватели были сепцами PZL СОКОЛ переученны для подготовки на данный вид техники, отзывы отличные, сертифецирован для полетов в ЕВРОПЕ. К МИ-2.МИ-8 добовляли СОКОЛ, как переходной вариант с2на8, потом при перегонки звена СОКОЛОВ в район КАМЧАТКИ была авария или трагедия, СОКОЛА с аеродрома вроде забрали Камчатцы на ПОЛЬШУ. может сторожылы сайтов КЛУГА-КЛК НАУ дадут больше информации.
Серж
07.01.2010 20:29
имеется фото Сокола RA-04399 взлетающего из адлера, год не помню но не позже 2002. в белосинекрасной окраске.
Из Кременчуга
07.01.2010 21:43
Крайние три борта В-3 с Кременчуга вылетели в феврале 1993 года - на Камчатку ...один не долетел, по причине разрушения компенсатора взмаха ( инфа от Гученко Николая Ивановича - преподовал аэродинамику в КЛУГА )....из-за перегруза !!!!!
Helimike
07.01.2010 22:55
Немного не так. Перегон на Камчатку был года на 3 раньше. А эту историю Николай Иванович рассказывал нам в 91-ом. И сломался у них не компенсатор взмаха, а тяга АП (компенсатора взмаха не существует, он не может сломаться). По версии ГНИ из-за превышения скорости полета на эшелоне начался срыв потока и вибрации лопастей, что в свою очередь и разрушило тягу. А так как обратной связи в управлении нет, но при этом стоит виброгаситель, экипаж не почувствовал никаких вибраций. Вертолеты в 91 году уже стояли в Кахновке. Мне в 92 или 93 году даже удалось посидеть в кабине-при нас 2 раза приезжали поляки, запускали их (может консервировали или наоборот) вот в один из их приездов и попросился ознакомиться с аппаратом. В 93 или 94 поляки их угнали или увезли (сам не видел этого, просто стоянки рядом с Ан-2 опустели). Жаль не фотографировал тогда. Но по-моему они были не в аэрофлотовской раскраске.
aviafan
07.01.2010 23:59
Огромное спасибо: мы все вместе не дали кануть в Лету ещё одной странице истории гражданской авиации СССР/СНГ.
Итого получется: около 10 В-3 - Котлас (1 разбит), около 10 В-3 - КЛУГА, затем в 1990 г. 3 перегонялись в Тиличики (при этом 1 потерян.) В 1992-93 гг. все летающие (18) В-3 были возвращены в Польшу.
Но был ещё один, который в 1985 г. испытывался в ГосНИИ. Вероятно, в последующем возвращён в Польшу.

Уважаемый Pit!
Спасибо за подсказку по сайту (я часто там бываю), но всё дело в том, что именно по этим машинам ничего подробного по временам СССР и нет. Вероятно, теперь будет...

По происшествию вот цитата с aiewar.ru:
"На перегоне Олекминск-Маган произошло разрушение вертолета в воздухе на высоте 2000 метров. Части воздушного судна упали на остров Ударник, находящийся на реке Лене, и сгорели...
По поручению аварийной комиссии на базе ГосНИИ ГА провели исследования элементов конструкции. Выяснили, что первопричиной катастрофы явилось разрушение рычага поворота лопасти, которое имело усталостный характер в течение 2-5 часов при уровне напряжений в 2-3 раза выше расчетного.
При исследованиях обнаружили, что лопасть, рычаг которой сломался в полете, имела некоторые индивидуальные особенности. По мнению комиссии, именно они могли стать причиной увеличения нагружения рычага. Проведенный Григорьевым и Трофимовым анализ потребной мощности при выполнении данного полета показал, что полетный вес составлял не менее 7200 кг - при максимально-допустимом в 6400 кг. В дальнейшем Г.Г.Писклов доказал, что перегруз произошел из-за того, что на вертолете перевозили оборудование для технического обслуживания самой машины.
Были выполнены специальные летные испытания В-3, в которых оценивалось влияния перегруза вертолета и индивидуальных характеристик лопасти на нагружение рычага поворота лопасти. Комплексные исследования показали, что причиной данной катастрофы явилось усталостное разрушение рычага поворота лопасти несущего винта. Сказалось воздействие увеличившихся примерно в три раза нагрузок, вызванных выполнением полета в условиях срыва потока с лопастей несущего винта из-за большой полетной массы (взлетный вес был превышен примерно на 20%) и высокой скорости, превышающих ограничения РЛЭ. Это привело к значительному снижению ресурса рычага поворота лопасти - с 500 часов до величины порядка 10 часов.
Свою роль сыграло отсутствие естественных и искусственных признаков приближения лопастей несущего винта к режиму срыва потока. Повышенная энерговооруженность вертолета провоцировала на перегруз. А наличие гасителя вибраций не позволило экипажу обнаружить и предотвратить возможность длительного полета в условиях срыва."
КРАСНОвоенлет
08.01.2010 00:54
окрас кажеться был фирменый-заводской, верхняя половина салатовый, а низ белый или может запомнилось с PZL проспектов их в то время! было достаточно в КЛУГА.
aviafan
09.01.2010 13:54
Может, всё-таки кто-то поможет с фото В-3 в раскраске Аэрофлота?
С надеждою...
aviafan
11.01.2010 22:30
Так если ли у кого фото советского В-3?
aviafan
21.01.2010 15:34
Выпускники Кременчугского лётного училища, представители Корякского ОАО (аэр. Тиличики) - где Вы???
Дмитрий(другой)
21.01.2010 16:36
В конце 80х один "сокол" проходил испытания пару месяцев в условиях высокогорья на Памире(видел в Душанбе)
Дмитрий(другой)
21.01.2010 16:39
Раскраску его не помню - вроде почти весь темно-синий, надписей аэрофлот вроде не было, хотя близко к нему не подходил
cтас
22.01.2010 11:39
aviafan:

Выпускники Кременчугского лётного училища, представители Корякского ОАО (аэр. Тиличики) - где Вы???

Здесь мы, здесь..Пиши на мыло, скину фото и поговорим..Остров Уэдэй, напротив посёлка Уэдей на Лене..На острове стоит памятник нашим парням..в перегоне с Якутска во Львов мы подсаживались..повидаться..
aviafan
31.01.2010 09:48
Уважаемый Стас!
"Пиши на мыло, скину фото и поговорим..Остров Уэдэй, напротив посёлка Уэдей на Лене."

Пишу уже 5 письмо, но Вы молчите, хотя на других форумах за это время появлялись. Может, мои письма не доходят до Камчатки?

С наилучшими.
Сергей


cтас
31.01.2010 12:40
..aviafan:
На мыле одно письмо..я на него ответил..После катастрофы В-3 в Якутск перегнали ЧКаловские с ГОС НИИ, .мы 2 раза в год летали в Якутск, крутили и вместе с поляками проверяли исправность обогрева ловастей, и всю электрику..вешали лопасти и гоняли..в 92г двумя экипажами перегнали с Якутска во Львов (35час).., подсаживались в перегоне на остров, есть фотки, я снимал, крайний перелёт с Белгорода во Львов , 5 час 03 мин..С доп баком без посадки..Поляки приехав, перегнали в Свидник..А в Кремне после нашего отлёта ещё долго стояли 3 машины Халактырские, было 5 наших *((Тиличики) и 5 Халактырки (все Каичатка)..И в это же год мы группой со Львова рванули в Польшу, отлетали и на Самоле в Барселону, аппараты уже там стояли..потом своим ходом в Мадрид, там приёмка испанскими фирмами и по точкасм ..от Малаги до Астурии.5 экипажей с Халактырки, 5 с Тиличик..в экипаже два русских и два поляка (2 пилота, 2техника), креслом менялись через день, всё время с подвеской, "Бамби" на 1, 5 тонны..мощи - за глаза..ходил за шагом..всё не напишешь..долго..надо за столом и за чарой..а так...скучно (пардон) фотки есть и с расскрасом только чёрно-белые Весь белый, посерёдке синяя полоса и надпись сверху АЭРОФЛОТ и номер всё
aviafan
31.01.2010 17:07
Уважаемый Стас!
Отправил ещё одно письмо на stanis@mail.kamchatka.ru.
Продублируйте, пожалуйста фото В-3.
С уважением.
Сергей
КРАСНОвоенлет
31.01.2010 20:31
поделиться фотографией В-3 в раскраске Аэрофлота.;, ну а Ветка имеет шанс увидеть ее(фото В-3), как логическое завершение или продолжение поиска.?
cтас
02.02.2010 12:22
2 КРАСНОвоенлет
..скинь мыло, вышлю только чёрно-белые..не было у меня цвета в то время..
aviafan
02.02.2010 23:52
Уважаемый Стас!
Продублируйте, пожалуйста, на форуме факт высылки фотографии, а то на "почтовый ящик" что-то особой надежды нет.
вертол
03.02.2010 07:29
2 aviafan
..дублирую...выслал на мыло..две с описанием..кто есть кто и где..пиши
aviafan:
cтас
03.02.2010 12:38
...пардон, други..клинил ник..вышел под вертол..
Z-Z-Z
03.02.2010 14:30
В 1985 Сокол испытывали и в Забрате, АзУГА. Месяца полтора-два. Регистрация польская была, как помнится.
aviafan
03.02.2010 15:21
Уважаемый Стас, большое спасибо!
Пока ничего не пришло: где-то что-то не сростается.
Жду...

Уважаемый Z-Z-Z!
Большое спасибо за интересную информацию!
выборг
03.02.2010 15:51
aviafan
04.02.2010 15:15
Уважаемый Стас!
Пока ничего не дошло...
Попробуйте, пожалуйста, сбросить фото на адрес aviatttor@mail.ru (там три t)...

Уважаемый "Выборг", спасибо! Фото это мне известно, но В-3 там не совсем "живой", без лопастей и хвостового винта... Это одна из двух потерянных в СССР машин.
aviafan
04.02.2010 15:18
Уважаемый Стас!
Пока ничего не дошло...
Попробуйте, пожалуйста, сбросить фото на адрес aviatttor@mail.ru (там три t)...

Уважаемый "Выборг", спасибо! Фото это мне известно, но В-3 там не совсем "живой", без лопастей и хвостового винта... Это одна из двух потерянных в СССР машин.
aviafan
06.02.2010 11:34
Уважаемый Стас! Пока ничего...

Уважаемый КРАСНОвоенлет! Может, Вы "продублируете" на мой адрес?
КРАСНОвоенлет
06.02.2010 15:40
Мужики, пока только вникаю во все эти интернетные вещи.Пытаюсь отыскать польский проспект РZL В-3 для Аэрофлота, но надо время.
Viktor
06.02.2010 17:32
Вот фото из буклета

http://photo.stream24.ru/users ...
cтас
09.02.2010 12:17
2 aviafan
..не принимают почту на этот адрес aviatttor@mail.ru
давай другой..
cтас
14.02.2010 04:46

2 aviafan
..Коллега! Отправил 2 фото на aviattor? зайди на форум, есть предложение..там и ответь...
aviafan
14.02.2010 14:35
Уважаемый Стас!
Пока на указанном Вами адресе ничего не появилось...
Попробуйте, пожалуйста, сбросить ещё на aviapapa@mail.ru
С уважением.
Сергей
aviafan
21.02.2010 14:40
Уважаемый Стас!
Пока тишина...
С надеждой.
Сергей



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru