Сделать домашней страницей Добавить в избранное

Главная История Статья

О конструкторе поют в небе его самолеты



19 июня 2012 года / Aviation EXplorer / Виктор Маштаков

12 января 2013 года исполнится 120 лет со дня рождения Михаила Иосифовича Гуревича – выдающегося авиаконструктора ХХ века, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и шести Государственных премий СССР, доктора технических наук. В 1940 году совместно с А.И.Микояном он спроектировал и построил скоростной высотный истребитель МиГ-1. После некоторых усовершенствований, позволивших увеличить дальность полета и усилить вооружение, истребитель под маркой МиГ-3 широко применялся на фронтах Великой Отечественной войны. В послевоенные годы при непосредственном участии М.И.Гуревича были созданы первый в СССР реактивный истребитель МиГ-9 и многоцелевой фронтовой истребитель со стреловидным крылом МиГ-15, который в частях ВВС называли самолетом-солдатом. В феврале 1950 года самолет МиГ-17 впервые преодолел звуковой барьер, а МиГ-19 стал первым в СССР серийным сверхзвуковым истребителем. Новую страницу в развитии отечественной сверхзвуковой авиации открыли легкие многоцелевые всепогодные истребители МиГ-21 с треугольным крылом и МиГ-23 с изменяемой в полете стреловидностью крыла. В их разработке огромная заслуга принадлежит М.И.Гуревичу. На завершающем этапе своей трудовой деятельности М.И.Гуревич руководил созданием истребителя МиГ-25 в стальной конструкции, необходимость которой была вызвана сверхзвуковыми скоростями. Особенно ярко многогранный талант авиаконструктора проявился при создании управляемого ракетного оружия. Благодаря его широкому техническому кругозору, личной инициативе и организаторским способностям были запущены в серийное производство и приняты на вооружение дальней авиации крылатая ракета КС-1 класса «воздух–поверхность», сверхзвуковая противокорабельные ракета К-10 и стратегическая сверхзвуковая ракета Х-20. М.И.Гуревич прошел свой неповторимо прекрасный и столь же трудный путь, потребовавший мобилизации огромных физических и нравственных сил. Он сочетал в своей работе романтику первопроходца с трезвым реализмом человека, взявшего на себя колоссальную ответственность. О М.И.Гуревиче написано неизмеримо меньше, чем он того заслуживает. И дело здесь не только в том, что его профессия была тесно связана со сведениями особой важности, которые не подлежали оглашению и охранялись государством. По своей природе он был человеком чрезвычайно скромным, проявлял сдержанность в обнаружении своих достоинств. И у многих могло сложиться ошибочное представление о том, что он прожил ровную, безмятежную и благополучную жизнь. На самом деле это не так. Когда начинаешь вглядываться в нелегкую и беспокойную судьбу конструктора, анализировать скупые строки его автобиографии, углубляться в воспоминания тех, кто много лет трудился с Михаилом Иосифовичем, его путь к вершинам известности перестает казаться безоблачным и гладким. Предлагаем вашему вниманию статью Виктора Маштакова, написанную к 110-летию М.И.Гуревича и опубликованную в газете «Заводская правда» №1 за 10 января 2003 года.
Комментировать:
Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ
ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer